Художница Илзе Рудзите. Часть I

Биография.

  “Нельзя писать для денег, это гибельно для творчества; неминуемо приходит возмездие”.

Илзе Рудзите.

*Как я и обещал, теперь расскажу всё, что мне удалось найти в интернете и  выбрать из Монографии Ю. А. Виноградова – “Художница Илзе Рудзите”.

После того, как мы побывали в краеведческом музее и осмотрели выставку картин художницы Илзе Рудзите, о чём я выпустил на днях небольшой фотоочерк  http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1888, я начал более детально искать в интернете любую информацию о ней, её жизни и судьбе. Меня интересовало два момента, хотя потом, по мере изучения материалов, этих моментов стало ещё больше.

Первое, каким образом латышская художница попала на Алтай?

Второе: где – то коротенько промелькнуло, что ей попасть на Алтай посоветовал (почему то сказано, направил) Юрий Николаевич Рерих.

В интернете я нашёл много интересного, но отрывочного, о биографии художницы, очень мало её картин, ещё меньше их описания, интересное упоминание на тесную связь семьи Рудзите с семейством Рерихов. В частности со старшим сыном Рерихов – Юрием.

С этого момента началось моё знакомство  и с творчеством художницы, и с её интересной биографией.

*Интерес возник ещё и потому, что имя и фамилия были необычны для местной среды, но и напоминали мне далёкое детство. Когда то ещё в пятом классе у меня была подружка по переписке из далёкой Литвы – Ирена Поцевичуте. Согласитесь: что – то общее есть  (прим. Алтаич).

Вдруг вижу информацию:

в Барнауле в библиотеке им. Шишкова В. Я.  прошла презентация Монографии Юрия  Александровича Виноградова. Я её выписал через нашу межпоселенческую библиотеку и внимательно изучил. Результаты всех этих поисков выставляю на ваш просмотр.

Магистр искусствоведения, доцент кафедры Истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета Ю. А. Виноградов хорошо знаком с Илзе Рудзите. Часто встречался с ней, беседовал и в результате написал небольшую книгу, где кроме некоторых биографических данных художницы, дал смысловое значение некоторых её картин, разъяснения замыслов художницы при их создании. Сожалею, что это очень маленькая часть того, что создано Илзе Рудзите.

Содержание этой монографии я использую в первой и продолжении её – II частях данной статьи, которую назвал «Илзе Рудзите. Творчество».

Извините, думаю, что, если будет интересно после просмотра статьи о нашем «походе» в районный музей и этой статьи, то содержание последней части всего материала о живописце Илзе Рудзите должно понравиться не меньше и её нужно будет обязательно просмотреть.

Несколько слов о Ю. А. Виноградове, чтобы потом перейти уже вплотную к биографии и судьбе самой художнице.

Он выпускник факультета искусств Алтайского государственного университета, в котором преимущественное развитие получила петербургская искусствоведческая школа. Этих школ в России две, есть ещё Екатеринбургская. Его научные интересы – это античность, Древний Египет, символика в изобразительном искусстве. Автор научных статей о современном искусстве Алтая. Защитил магистерскую диссертацию о творчестве художницы Илзе Рудзите.

Как ни “крути2, но Илзе Рудзите участница 65 выставок, из которых 27 – персональных. Барнаул 1974, Новосибирск 1975, Ленинград 1989, Рига 1990, Москва 1990, Одесса 1995, Бергамо (Италия) 1996, Белгород 1997 и др.

В 2002 персональная передвижная выставка по городам Сибири: Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово, Томск, Бийск, Горно-Алтайск, Белово, Междуреченск, Новосибирск.

А вот число каталогов её картин невелико. Первый был составлен в 1975 году Л. И. Снитко и самый большой по объёму в 1989 году М. Ю. Шишин.

*Доведётся  ли  мне посмотреть большее количество картин – не знаю, но если у кого – то возникнет в этом плане интерес, то он будет знать, где искать картины Рудзите. И, если найдёт, то просьба одна – поставить меня в известность.

В периодической печати Алтая и Сибири о ней написано более 90 статей искусствоведов и журналистов.

Таким образом,

“…Монография магистра искусствоведения Ю.А. Виноградова – первый глубокий профессиональный аналитический труд, раскрывающий истоки и особенности творчества художницы Илзе Рудзите. Он восполнил пробел в сибирском искусствоведении, написав книжку о талантливой художнице, чья жизнь оказалась тесно связанной с Сибирью, Алтаем…”, – пишет профессор Степанская Т. М. в предисловии к монографии.

Илзе Рихардовна Рудзите родилась в латышском городе Рига (в 1940 году Рига становится столицей образованной на территории Латвии Латвийской ССР) в довольно образованной семье.

Отец - Р. Я. РудзитесОтец – будущей художницы Рихард Яковлевич Рудзитис  (1898 – 1960) латышский поэт, философ, переводчик и общественный деятель, многолетний руководитель Латвийского Общества Рериха. Родился и вырос в семье крестьянина. По словам его старшей дочери Гунты,…всю жизнь был духовным искателем и апологетом красоты.

Ещё 9-летним мальчиком пишет Л. Н. Толстому, а в юности – знаменитому латышскому поэту Яну Райнису.

Студентом Тартуского университета увлекается лекциями теолога Карла Кундзиня, мечтает стать священником. На свои деньги покупает Библию на пяти языках, в том числе и языке древних, чтобы сравнить источники. Разочаровывается, так как видит, что всё пропитано догматизмом, закоснелостью и различием между словами и делом. Постепенно отходит от лютеранства, некоторое время увлекается толстовскими проблемами, а потом обращается к культуре Востока. Переводит стихи поэтов Востока: Саади, Дж. Руми, труды Вивекананды, Бхагавадгиту, Рабиндраната Тагора. Сближается с семьёй Рерихов и учением Живой Этики.  Это было определяющим. Он знакомится с членами Латвийского общества Рериха – сначала как переводчик и активный член общества и, наконец, в 1936 году по настоянию семьи Рерихов становится председателем общества.

Мать –  Элла Рейнгольдовна (1900 – 1993) – актриса Национального латышского театра, а впоследствии верный соратник мужа и член рериховского общества.

Кроме Илзе в семье ещё две девочки: старшая сестра – Гунта (1933) и младшая Мария (1939).

После войны в апреле 1948 года отец был арестован и осужден на 10 лет. Он частично отбывает срок в лагерях Коми АССР. После освобождения в 1954 г. Рихард Яковлевич привозит домой свои стихи, эссе, поэмы, записанные химическим карандашом на клочках ткани, вшитых в арестантский бушлат. Основная масса его работ ещё ждёт своего издателя.

В 1949 арестована и мать,  сослана в Казахстан, под Караганду в инвалидный лагерь. Илзу и Марию взяли родственники, а 16-летняя Гунта осталась одна без всякой поддержки. Шесть лет ссылки. После лагерей Элла Рейнгольдовна работала почтальоном, воспитывала внуков, занималась переводами с немецкого языка. Прожила она долгую, не очень счастливую жизнь и умерла в 1993 году, пережив мужа на 33 года. После смерти мужа она привела в порядок и переписала многое из его литературного наследия.

В Риге семья жила на улице Аусекля

до 1944 года, потом переехала в район Межапаркс на ул. Стокгольмс, так как район Старой Риги сильно бомбили. На лето переехали к бабушке на дачу в Меллужи, на взморье. Домик не был приспособлен для проживания зимой, но бывшую квартиру заняли чужие люди и, она пропала навсегда. Пришлось объединиться с дальними родственниками матери в их особняке. Там они прожили до 1962 года. Всю жизнь у семьи не было достаточно денег и приходилось быть зависимыми от других людей. Вся семья разместилась в двух комнатах на втором этаже. Очень боялись за то, что отца заберут в Германию, несмотря на его бронь.

 * Немцы не забрали…

В детстве родители не крестили детей. Но отец наказал им познакомиться со всеми конфессиями, чтобы выбрать ту, которая ближе каждой.

Большая библиотека отца, книги Н. К. Рериха, книги по православию – всё это было в распоряжении будущей художницы. Ну, и добавим сюда разговоры с отцом и в семье. Всё это определило будущее Илзе в отношении религии, философии и самой жизни.

С детства у Илзе проявилось дарование к рисованию, но она хотела стать актрисой, как и мама.

В 1949 году, когда Илзе, оставшись без родителей, попадает в деревню к тётке, в ней вспыхнуло желание рисовать.

Сама Илзе Рудзите вообще не помнит себя без карандаша в руке.

«Я рисовала с самого раннего детства. Сколько себя помню, всегда сидела на полу с большим листом бумаги», – вспоминает художница.

И с детских лет намечаются основные ориентиры творчества: любовь, страдание и жертва.

Из – за врождённого заикания, унаследованного от отца она всё равно не смогла бы стать актрисой, кроме того девочке из бедной, репрессированной семьи не хватало самоуверенности.   В 1951 году (Илзе 14 лет) тётя (сестра матери) отдаёт её в Рижскую художественную школу им. Я. Розенталя. Решающим фактором было то, что в школе платили стипендию.

Её учитель – Арнольд Грикис – замечательный художник, ученик Вильгельма Пурвита,  известного латышского художника, пейзажиста, который в свою очередь учился у самого Куинджи. Кстати, вместе с Рерихом Н. К.

Рерих писал о нём, несмотря на сложность их последующих отношений:

“…я о нём всегда отзывался чрезвычайно сердечно и среди учеников Куинджи отводил ему первое место”.

 В 1956 году Илзе, в 19 лет, поступила в Латышскую

Академию художеств, основанную Вильгельмом Пурвитом, как оплот национальной художественной школы. По его представлению Академия должна была выполнять главную задачу: приобщение студентов к мировому классическому наследию. И, он, будучи 20 лет её ректором, не ограничивал студентов в выборе художественных направлений и стилистических принципов. Эта свобода с другой стороны привела в период формирования национального живописного стиля к созданию различных художественных группировок. Что с одной стороны давало здоровому творческому соперничеству и профессиональной конкуренции, а с другой – породила раскол и интриги в среде художников. Кроме того существовал и типичный для советского периода идеологический прессинг. Вскоре вместо группировок образовался Союз художников Латвийский Советской Социалистической Республики, членство в котором определялось жёсткими идеологическими принципами.

Религиозная склонность к рериховским идеалам жизни, пристрастие к “западным” методам художественного творчества Илзе не вписывались в рамки требований Академии. Её обвиняли в идеализме, несоответствии общепринятым взглядам на жизнь. Не раз она находилась на грани отчисления. Из 26 человек поступивших на I курс Академии закончили  только 6.

“До сих пор не пойму, как мне удалось удержаться”, – вспоминает Илзе Рудзите.

Хотя Илзе о своей дипломной работе не любит говорить, но показателен пример её мытарств, при выборе темы для дипломного проекта.

Илзе выбрала тему строительства Плявинской ГЭС. Строительство развернулось на том самом месте, где на левом берегу Даугавы некогда возвышалась скала Стабураг. Её потом и поглотило Плявинское водохранилище. Сюжет был задуман согласно искусству «сурового стиля»: стоят молодые строители на фоне просторов Даугавы. Но художницу вдохновляла в ней ещё и связь с легендами Латвии. Скала отличалась ещё тем, что источала воду, которая струйками стекала по её склонам. В народе её прозвали “плачущей ткачихой”, так как народная фантазия увидела в этих струйках воды тонкие нити шёлковой пряжи. Существовала и легенда об этой скале. По замыслу Илзе реальность и легенды могли придать персонажам картины характер эпических героев.

Тема не прошла. Ей заявили, что художник должен вдохновляться исключительно реальностью.

Тогда Илзе предложила тему исключительно бытовую:  дом латышского крестьянина, зима, замёрзшее окно, мать заносит кастрюлю с варёной картошкой, сын надевает пасталы – латышскую национальную обувь. Руководителю её дипломного проекта Индулису Зариню понравился замысел и эскизы. Но тема была отвергнута высокопоставленным чиновником. Мол, картина должна отражать созидательный труд советских людей, а не патриархальную старину.

Илзе предложила ещё одну композицию “Молодые витражисты”: труд современных художников в ярких, жизнеутверждающих красках. И опять были нарекания. Теперь уже насчёт формы.

В общем, пришлось подчиниться, чтобы получить диплом.

*Вспомним как В. И. Ленин очень правильно говорил о «компромиссе». Так что ничего в этом факте зазорного для молодой тогда художницы нет (прим, – Алтаич).

С преподавателями за время учёбы в Академии тоже не сложились творческие отношения, за исключением Конрада Убана. Зато время пребывания в стенах Академии было потрачено на постижение мирового художественного опыта. Ко времени окончания Академии Илзе была совершенно уверена в том, что:

первое – цвет является главным выразительным средством живописи; второе – основой творчества должны быть не случайные, а «вечные» сюжеты непосредственно из жизни, литературы и искусства.

Самое глубочайшее её убеждение:

“Художник не может и не должен использовать свой дар для наживы, для обогащения”.

Остаться в Риге по окончанию Академии она не могла. С такой строкой в биографии, как репрессированные родители работать ей не позволяли. С переездом в Сибирь её поддержал Юрий Николаевич Рерих, старший сын Н. К. Рериха, с которым Рихард Яковлевич был очень коротко знаком и, естественно, познакомил с ним своих старших дочерей Гунту и Илзе.

Самая первая встреча с Юрием Николаевичем произошла 23 сентября 1957 года.

Но до этой встречи было вот что.

Из воспоминаний Илзе Рудзите “Незабываемые встречи” –

“В августе 1957 года — я училась тогда на втором курсе Латвийской Академии Художеств — мы с сестрой Гунтой приехали в Москву на Международный фестиваль молодежи и студентов. И тут я неожиданно заболела воспалением легких. Меня поместили в больницу. Как раз в это время Гунта узнала, что Юрий Николаевич Рерих уже вернулся из Индии и остановился в одной из московских гостиниц. Срочно сообщили в Ригу отцу — Рихарду Яковлевичу Рудзитису, с приездом которого в Москву и начались, одна за другой, незабываемые встречи с великим ученым.

Участвовать в первых встречах мне не удалось из – за болезни. Врачи не обещали выпустить меня из больницы раньше чем через месяц. И я решила написать Юрию Николаевичу письмо. Мне тогда исполнилось всего 20 лет. Как многие в таком возрасте, я была максималисткой, и письмо получилось очень бурным и эмоциональным. Написала, что с четырнадцати лет, несмотря на то, что мои родители в то время находились в лагерях за «рериховскую идеалистическую идеологию», я сознательно стала изучать книги Живой Этики, письма Елены Ивановны, книги Рамакришны и Вивекананды, теософскую литературу, биографии мыслителей и, конечно, Евангелие. Учеба в художественной средней школе и, позже, в Академии Художеств занимала у меня всё время до позднего вечера, поэтому я ежедневно вставала рано утром, в 4 – 5 часов, читала и много успевала сделать.

Дальше в письме говорилось, что прочитанное казалось мне таким актуальным, таким чрезвычайно важным, что я не могла хранить это в себе, стала знакомить с Учением своих одноклассников и друзей и вскоре столкнулась с большими трудностями.

Спрашивала у Юрия Николаевича, что же делать, если в нашем государстве такое идеологическое давление, преследуется всё касающееся религиозных христианских взглядов и, конечно, Учения. Высказала опасения по поводу распространения с Запада пропаганды легкой безнравственной жизни, которая плохо влияет на молодежь. И еще написала о многих своих проблемах.

Оказалось, что уже на следующий день, 2 сентября, моё бурное письмо было передано Юрию Николаевичу. Потом отец рассказал, с каким вниманием и радостью Юрий Николаевич взял его и бережно спрятал в нагрудном кармане пиджака”.

С 1957 по 1960 год, вплоть до смерти Ю. Н. Рериха Илзе с отцом или сестрой Гунтой не раз посещала его. Беседовали, слушали, обменивались впечатлениями. Отец писал “хронику” и потому после каждой встречи старался сразу записать по памяти все разговоры.

Илзе Рудзите является автором книги “Жизнь Ю. Н. Рериха – Путь труда на общее благо”, написанная по воспоминаниям и черновым записям – своим и отца.

Несколько отрывков из этой книги не могу не привести здесь для понимания дальнейших поступков Илзе Рудзите.

В одной из первых бесед Юрий Николаевич говорил,

– …многое было уже предвидено, например освоение целинных земель на Алтае, хотя и несколько иначе, чем это сейчас происходит. Был убежден, что у нашей молодежи есть тяга к подвигу, поэтому так много молодых людей добровольно едет в Сибирь на новостройки и на целину.

–  В России многое происходит по Плану. Сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось. Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. Новые люди на новом месте. Будущий Центр на Алтае. Все, кто имеет возможность, пусть едут на Алтай. Про Алтай — это Решено.

В другой раз учёный сказал,

  Музей будет здесь и на Алтае. Город будущего и Музей надо строить на чистой земле — на Алтае. Там будущий Центр. Надо смотреть на Восток, а не на Запад».

Илзе он посоветовал,

– Новые представятся возможность, не откажитесь и вы поехать. В Новосибирске усиливается филиал Академии наук, я и сам охотно поехал бы туда…

*Добавим ко всему вышесказанному то, что мы уже знаем о детстве Илзе и общественной деятельности Рихарда Яковлевича. Что получается? На Алтай Илзе Рудзите просто не могла не поехать! (прим, – Алтаич).

На Алтай Илзе Рудзите приехала в 1963 году.  И, Алтай ее не разочаровал.
Наоборот, Алтай сыграл в жизни Илзе Рудзите неоценимую роль. Он стал её второй родиной  и, по сути дела, она здесь родилась вторично. Так как родилась, как художник.

Художница непосредственно соприкасается здесь с традициями русской культуры и впервые погружается в своеобразие алтайского национального быта и фольклора.

– Раньше каждый год ходила в горы. Там писала этюды, – говорит Илзе Рудзите.

Чутко воспринимая особенности мышления других народов, она, обращаясь к их культурным традициям, учится каждый раз как бы заново входить в иную среду своего существования.

Со временем русская линия становится ведущей в ее творчестве.

“Я живу в России, — говорит художница, — и, следовательно, являюсь частью русской национальной культуры”.

В 1991 году (ей 54 года) она окрестилась, приняла православную веру.

С мужем Л. Р. Цесюлевичем, тоже художником, она создаёт картину “Строители”. Потом появляются “Лаборантка”, “Целинница”…

Она долгое время преподавала в Новоалтайском художественном училище (1984 – 1991), вела авторский лекторий, принимала сотни экскурсий в своей мастерской в Барнауле, но при этом сама не переставала писать.

С 1966 года начала участвовать в выставках: в Далласе, Берлине, Улан-Баторе, Одессе, Бергамо…

Занималась канонической иконописью. Совместно с художником Лавриновым Владимиром Григорьевичем и отдельно ею написано около 40 икон, распятий и росписей для большого числа храмов и монастырей Алтайского края и несколько для Усть-Коксинской церкви. Её портреты и пейзажи, и особенно цикл созданных икон, неизменно восхищали зрителей во всем мире.

Однако писать на заказ она всегда отказывалась – считает это ремесленничеством.  В связи с успешным участием на выставках, в том числе и на двух зональных и республиканской, уже в 1968 году её принимают в члены Союза Художников СССР.

Илзе Рихардовна непременная участница выставок:
ежегодных краевых,  шести зарубежных
Берлин (Германия), Улан-Батор (Монголия)  – 1976,  Алма-Ата (Казахстан) – 1986, Даллас (США) – 1992, Одесса (Украина) 1995-1997, Бергамо (Италия) -1996 года.
Её картины выставлялись на двух всесоюзных, девяти республиканских, семи зональных и региональных выставках алтайских художников в крупных городах Сибири и в Москве.

Картины из циклов “Земля Алтайская” в Центральном Доме художников, “Нивы Алтая” на Крымском валу, в Государственной Думе РФ.

*Выставки её картин проходили не только в крупных городах России. Например, в селе Алтайском, Сростках или, к примеру, в селе Усть – Кокса в Уймонской долине (Республика Горный Алтай).

Выставка

Таким образом, её работы доступны не только городским жителям, но людям, населяющим окраины России и, тем более, Алтая.

Работы Рудзите хранятся в музеях, картинных галереях и в частных собраниях городов России: Москва, Санкт-Петербург, Извара, Северо-Байкальск, Барнаул, Бийск, Томск, Новосибирск, Новокузнецк. В зарубежных коллекциях Италии, Швейцарии, Латвии, Украины, Литвы, Германии, США. Некоторые картины имеются и в музеях Алтайского края:

“Концерт в лагере смерти” 1967, “Портрет Ю.Н. Рериха” 1972, “Автопортрет” 1986, “Портрет матери” 1988, Портрет кинорежиссера Р. Сергиенко 1989, (ГХМАК), цикл картин “Большая совесть” 1989-1990 (Мемориальный музей В.М. Шукшина в село Сростки Алтайского края).

Илзе Рихардовна Рудзите награждена медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100 – летия со дня рождения В.И. Ленина» и множеством почётных грамот.

В 1995 году принята в члены отделения художников город Бергамо (Италия). Художницей написана два десятка статей для разных газет, журналов и книг.

Сама художница уверяет – здесь, на Алтае,  она нашла второй дом, хотя эти места совершенно не похожи на ее родину – Латвию. Илзе продолжает писать картины. Она признаётся,

– Очень хочется успеть показать людям сюжеты, которые рождаются у меня в голове.

«…Сейчас художница по-прежнему полна сил и творческих планов. Она живет в Горном Алтае, в Усть – Коксинском районе, в селе Мульта и продолжает работать. Диапазон ее творчества, как всегда, широк. Это и портреты отца, и картины на тему западно – европейских средневековых легенд и преданий, и, конечно же, русская тема. Ею уже написаны такие картины, как «Русский монах», «Русский солдат», «Русская Пасха», «Русская чистота» и др.

Художница находится на пороге новых открытий, новых свершений».

Ю. А. Виноградов.

Как и её отец, Илзе Рудзите восхищалась Рерихами, писала их портреты. Однажды на выставке Илзе представила один из них и рассказала гостям, что энергетика Рерихов и сегодня пронизывает всю её жизнь.

– Я чувствую, как на портрете глаза оживают, губы как – будто двигаются. Очевидно, он из тонкого мира со мной разговаривает, чувствует, что я пишу его портреты, – говорит художница.

*Это уже что – то мистическое.

Я не могу сказать точно о котором из Рерихов говорила Илзе Рудзите: об отце или старшем сыне, так как знала она только Юрия Николаевича, а портреты пишет, возможно, и обоих. Вот есть её портрет Ю. Н. Рериха, который я вам и представляю (прим. Алтаича).

Портрет Ю. Н. Рериха. 1990 год.

Ю. Н. Рерих 1990

Несколько слов я скажу о просветительской деятельности Илзе Рихардовны Рудзите, чтобы заострить ваше внимание на том, что на Алтае она не только преподавала, писала картины, читала лекции о теории живописи, преодолевала житейские трудности сурового сибирского быта, но также занималась практическими делами по сохранению памяти о Н. К. Рерихе.

Примером этой деятельности могут послужить её очерки, статьи, воспоминания о встречах с Ю. Н. Рерихом.

Совместно с мужем Л. Р. Цесюлевич много лет посвятил исследованию алтайского этапа Центрально – Азиатской экспедиции Николая Рериха. Благодаря им на доме В. С. Атаманова в Верх – Уймоне в 1974 году была установлена мемориальная доска, посвящённая пребыванию там экспедиции Рериха.

*Да и вообще был этот дом восстановлен, стал носить статус исторического памятника, охраняемого законом (там была целая история с не очень хорошей подоплёкой, но вопрос с помощью художников был разрешён положительно и окончательно, – прим. Алтаич).

**Буквально несколько слов о муже Илзе Рудзите. Художник Леопольд Романович Цесюлевич – окончил Академию художеств Латвийской ССР в 1961 году. После службы в армии по совету Ю. Н. Рериха, с которым тоже встречался в Москве, перебрался вместе с женой Илзе Рудзите в Барнаул. Преподавал. В 1967 году стал членом Союза художников СССР. Неоднократно избирался членом правления Алтайской организации членов Союза художников России. Участник краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, международных, зарубежных выставок с 1964 года.

Работает в жанре тематической картины, портрет, пейзаж. Самое раннее произведение в Государственном художественном музее Алтайского края, где собрана значительная часть его картин, датируется 1957 годом.

Он  один из основателей Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, инициатор создания картинной галереи в Алтайском государственном университете.

Часто выступает со статьями в СМИ, излагая в них свои взгляды на искусство и творчество современников, ведёт большую просветительскую работу.

Перевел с латышского языка автобиографические книги поэта и философа, председателя Латвийского общества Рериха Р. Я. Рудзитиса.

***Это всё, что мне удалось собрать воедино относительно Илзе Рихардовны Рудзите. Конечно, есть ещё материал из её книг, статьи и заметки прошлых лет…

Было бы интересно почитать переводы автобиографических книг Р. Я. Рудзитеса. Возможно там есть что – то о семье Рерихов.

Хотя это я уже отношу больше к биографии семьи Рерихов, их наследию и наследникам их дела.

Теперь, ознакомившись с биографией художницы даже в таком малом объёме, можно перейти к её некоторым картинам, что я с удовольствием и делаю во II части своего повествования с помощью того же Ю. А. Виноградова (прим, – Алтаич).

 

 

 

 

Художница Илзе Рудзите. Часть I: Один комментарий

  1. Спасибо автору за его кропотливый труд над этой статьёй. Спасибо за то, что открыл для меня такого замечательного художника, как Илзе Рудзите. Статья замечательная, легко и интересно читаемая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif