СЕРГЕЙ ХАЧАТУРЯН /продолжение 7/. Часть 6/2

***Елена Ивановна, написав большую главу об этом «чуде», назвала её «Галерея завтрашнего дня» /частная картинная галерея Сергея Хачатуряна «Кармин»/. Хотелось бы побывать в ней как, впрочем, и вообще на выставках картин, но, увы, это уже невозможно.

1

В переписке с ней я узнал, что и галерея теперь не существует. Вот почему, когда я читал последние десять лет в краевой газете о всяческих празднованиях, выставках, проводимых в Барнауле, то не встретил, да и не мог встретить это название. Ну а о галерее вообще решили «замолчать».

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МЕЦЕНАТСТВО /продолжение 2/

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. ГАЛЕРЕЯ «КАРМИН».

«Если есть, о чём мечтать и есть

возможность это сделать,

начинай немедля…»

Иоганн Вольфганг Гёте

/из книги Е. И. Балакиной/

Не любил Сергей Грантович слова «меценат» и «коллекционер», но, будучи человеком увлекающимся, занимался коллекционированием, о чём я немного рассказал в пятой части этого изложения.

Очень важным в жизни для него стало увлечение живописью. Когда коллекция картин алтайских и сибирских художников, которую он собирал не один десяток лет, стала насчитывать более трёхсот картин, он задался задачей её хранения и возможности показывать любителям искусства.

Для этого в старой части города был выбран особняк. Так появилась частная картинная галерея Сергея Хачатуряна под названием «Кармин».

2

3

Но ещё до того, как она открылась для посетителей, некоторые произведения из его коллекции выставлялись. Например, выставка работ художника Евгения Кузнецова в помещении Института государственных служащих, о чём вспоминает художник Леопольд Романович Цесюлевич,

– …в 2005 году меня пригласил на открытие своей выставки, добрый мой знакомый, художник, живописец Евгений Кузнецов.  На втором этаже институтского здания была развёрнута экспозиция пейзажей Евгения Кузнецова: несколько десятков работ, все в тонкой живописной технике, в методе старых мастеров. Все они, как мне пояснили друзья-художники, были собственностью знаменитого предпринимателя и мецената С. Г. Хачатуряна. Вскоре нас пригласили в лекционный зал, где с докладом – рассказом о творчестве Евгения Кузнецова выступила искусствовед Лариса Ивановна Леонова. Были и другие выступающие.  С коротким сообщением выступил сам Сергей Грантович. Что-то было в нём такое, что однажды увидев, забыть его было невозможно. Хотя зал был полон людьми, он, как мне потом стало ясно, оглядывая публику, запомнил всех. Удивительная зрительная память и внимание… после официальных речей всех пригласили к столу на фуршет… и тут я имел возможность непринуждённо побеседовать с самим автором картин, которого знал ещё с Новоалтайского художественного училища. Здесь был и Сергей Грантович. Среди этого, разделившегося на многие группы многолюдия, в самый кульминационный момент оживлённых бесед, вдруг на первый план вышел он и обратился ко всем присутствующим с дружеским словом… затем он энергичным широким жестом поднял правую руку вверх и стремительно махнув ею вниз до земли, воскликнул призывно и дерзко: «Давайте поедемте в ресторан, ещё там побеседуем!»

В этом жесте, в этом возгласе было что-то особенное, может быть раскрывающее суть глубинных свойств этого человека, некий штрих, дающий ключ к познанию остальных его многих решений, дел, замыслов, свершений.

В этом было что-то от пресловутого сибирского широкого характера, что-то от азартной, нерасчётливой щедрости души, от глубокой искренней человеческой эмоциональности.

В это время наводился последний лоск в первых залах галереи и Сергей Грантович, президент огромной холдинговой компании «АлтайИнвестГрупп», объединившей не один десяток крупных и мелких предприятий,  умудрялся свой рабочий день, занятый до предела, «растягивать, как резиновый», чтобы обязательно заниматься проблемами, связанными с открытием картинной галереи.

 12 мая 2005 года «Чудо», о котором мечтает едва не каждый человек в своей жизни, правда каждый о своём, свершилось и в жизни Сергея Грантовича.

4

5

Об этом хорошо вспоминает сестра Сергея, Галина, которая была одним из создателей и директором этого «Чуда»/сокращённо и не дословно/,

– За три месяца до этого Сергей сказал мне: «Галя, нужно открывать картинную галерею!». Когда он передал мне почти триста работ, а я осмотрела помещение, то «Честное слово, иногда плакала!» То ли ремонт делать, то ли коллекцию описывать.

Работая в университете, обратилась я к самому главному специалисту – директору искусствоведения Тамаре Степанской. Мы с ней вечерами описывали коллекцию, а днями – строили. И бригаду нашла такую, в которой людям было интересно, ЧТО именно они строили. Потом они приходили на выставки – смотрели, что у нас получилось. И всё это мы сделали за три месяца – работали с девяти утра и до девяти вечера.

И вдруг в какой-то момент вижу – весна, деревья зелёные! А до этого не замечала ничего вокруг!

***Так всегда живут и работают увлечённые идеей, целью, задачей неравнодушные к делу люди.

На открытии галереи Сергей Грантович сказал:

«Я убеждён, что искусство должно быть доступно широкому зрителю, и рад, что своей галереей расширил духовное пространство своего края».

Первоначально на площади 330 квадратных метров разместилась выставка «Пейзаж – национальный жанр России – в коллекции Сергея Хачатуряна», в которой насчитывалось 267 произведений алтайских художников.

Газета «Вечерний Барнаул» откликнулась на открытие галереи небольшой заметкой Татьяны Кочетыговой, –

…Радует интерес алтайских меценатов к искусству… в запасниках ГХМАК /Государственный Художественный Музей Алтайского края/ хранится много интересных работ алтайских художников, но площадей для выставок у музея не хватает. И они редко предстают перед зрителем…  Таким образом экспозиция обрывается на искусстве 50-х годов…

На улице Толстого, дом 16 гостей встречает частная картинная галерея «Кармин» С. Г. Хачатуряна, где сочетаются европейские стандарты экспонирования и хранения картин.

Сложно всё: коллекционировать картины, подготовить для их экспонирования выставочные залы, но, оказалось, непросто привлечь внимание зрителя. И коллективу сотрудников галереи приходилось много трудиться.

Галина Хачатурян,

– 29 ноября 2006 года в галерее появился ещё один этаж…  его строить было гораздо труднее… 

Увеличилась площадь залов почти вдвое, разместился художественный салон, появилась багетная мастерская, комплектовалась библиотека, а ещё в плане лекторий…

***Очень жаль, и мне лично, непонятно, почему галереи уже нет. Ведь при поддержке города, края она могла существовать и дальше. «Движетеля» не стало? Или…

Галине Грантовне запомнился случай, когда Сергей Грантович, обходя в очередной раз реконструированную галерею, зашёл в библиотеку, где она разбирала книги.

– Ну что, сбылась «мечта идиота»! – спросил он сестру с какой-то детской улыбкой.

6

Праздник открытия первого этажа галереи совпал с десятилетием официальной презентации коллекции Сергея Грантовича. В это же время на втором этаже шло совещание ещё одного детища Хачатуряна – «Фонда культуры Алтая», который оказывал основную финансовую поддержку культурным мероприятиям края. В числе других принимали участие вице-губернатор Николай Черепанов, начальник управления по культуре Анатолий Ломакин, вице-мэр Борис Черниченко, председатель городского комитета по культуре Валерий Паршков, директор городского ДК Любовь Ильина, протоирей Николай Войтович, председатель правления Союза художников Алтая Владимир Прохода, директор Художественного музея Инна Галкина. Вопросы обсуждались разные, но совещание было предусмотрено с целью торжественного открытия галереи.

В частности выступали и говорили о деятельности Фонда и о том, что дела Фонда не оканчиваются одной галереей, о принятии решений на поддержку художников, творческой молодёжи.

23 сентября 2008 года частная Галерея «Кармин» праздновала своё открытие после очередной реконструкции.

7

8

Сергей Грантович никогда не останавливался в своих творческих проектах на достигнутом и, как говорит Галина  Грантовна /не дословно/, –

…В ходе реконструкции был приобретён кабинетный рояль, что позволило создать «Музыкальную гостиную», проведено озвучивание залов, теперь есть конференц-зал на 70 мест с современным оборудованием, библиотека со специализированной подборкой книг по искусству скоро начнёт работать.  Появились совместные проекты с ведущими музеями России, обновляется коллекция картин, проводятся тематические выставки, ведётся просветительская работа с организациями и учебными заведениями города.   

Единственная за Уралом галерея «Кармин» уникальна тем, что здание отстроено именно под галерею и соответствует европейским требованиям к экспозиции и хранению произведений. Здесь самая полная коллекция алтайских и сибирских художников, позволяющая получить представление о развитии советской живописи в Сибири; галерея работает на благотворительных началах, как центр просветительства и культуры Алтайского края.

Такого в России больше нет.

*** Я специально выше перечислил всех тех чиновников высокого ранга «от культуры», которые собрались на совещание для того, чтобы задать вопрос: «Где же теперь галерея?» Ведь о ней знали не только любители живописи и искусства…

9 2007 год

За восемь лет работы галереи выставок в ней прошло «без счёту!». Это тематические и персональные выставки, по жанрам и сюжету, отчётные и юбилейные, детские…

Впервые в Алтайском крае к 70-летию прошёл цикл выставок под названием «Шедевры сельских картинных галерей». Ход мыслей владельца, директора галереи и искусствоведа за пять лет до этого были едины.

В своё время, в 70-годы, партия /да, да – та самая КПСС/ приняла решение и, выполнила, кстати его, «о необходимости развивать и разнообразить формы эстетического воспитания на селе».   В свете этого, в провинции в сельских музеях появились картины, которые сегодня признаются, как шедевры.

К моменту написания книги и до него, этот вопрос перестал занимать государство, но когда на местах занялись пересмотром своих фондов, в свете подготовки к выставке, то в запасниках обнаружились уникальные ценности. В проекте приняли участие четыре галереи из Павловска, Михайловки, Родино, Волчихи и два краеведческих музея: Бийский и Каменский. Проект показал, что есть резерв для серьёзного творческого сотрудничества с детьми и взрослыми. Для населения же, которое познакомилось с выставленными произведениями, это было полным откровением.

25 декабря 2005 года галерея «Кармин» провела второй тур конкурса «Рождественская свеча», который состоял из выставки детских работ. В жюри поступило более 350 работ детей. Конкурс начался с театрализованного представления: танцы, музыка, игры. Со вступительным словом выступил Сергей Хачатурян, /дословно/

«…Молодое поколение необходимо приобщать к искусству. Кроме того, мне самому было интересно посмотреть, насколько талантливы наши дети. Не секрет, что сейчас даже профессиональная культура практически не финансируется. Так что творческим обучением ребят занимаются энтузиасты. Цель, таким образом, у нас была двойная: поиск талантливых детей и возможность для их учителей продемонстрировать свою работу…»

10

На этой выставке Сергей Хачатурян награждён орденом «Меценат России», который вручили ему вице-президенты Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка генерал-лейтенант Виталий Зайченко и полковник Михаил Авдеев.

11

«Картинная галерея «Кармин» в её эстетической, художественной уникальности и теплоте духовной атмосферы, которые смогли обеспечить посетителям своей мечтой и титаническим трудом Сергей Грантович и Галина Грантовна Хачатуряны, выполняет в городе и крае важнейшую функцию – воспроизводства интеллигенции – того особого неуловимого начала личности, с пробуждением и развитием которого она только и становится полноценным настоящим Человеком».

***Эту фразу из книги Е. И. Балакиной я выписал дословно, так как, во-первых: она даёт полное представление о сути деятельности заложенной создателями галереи «Кармин», а во вторых – фраза объективно подтверждена мнением высказываниями посетителей галереи и людей, так или иначе связанных с её деятельностью. Их столько, что автор выделила место в книге и назвала так, «Фрагменты из первой Книги Отзывов галереи «Кармин».

Так что берите, читайте, знакомьтесь…

Размышления Василия Макаровича Шукшина про интеллигентного человека.

«Интеллигентный человек. Это ответственное слово. Это так глубоко и серьёзно, что стоило бы почаще думать именно об ответственности за это слово. Начнём с того, что явление это – интеллигентный человек – редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость… 

И – сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке – он интеллигент. Но и это не всё.

Интеллигент знает, что интеллигентность не самоцель»

***Я привёл здесь эти строчки из размышлений Василия Макаровича не потому, что автор дала их в своей книге и не потому, что считаю их каким-то законченным выводом в разговоре об интеллигентности и интеллигентном человеке, так как умный, порядочный человек может ещё многое добавить к этим строчкам. Но, потому, что они полностью относятся к образу, характеру и сути героя книги – Сергею Грантовичу Хачатуряну – промышленнику, экономисту, благотворителю, любителю мечтать и воплощать свои мечты в жизнь, человеку немного не дожившему до того времени, когда всё же его деятельность была бы не только бы  признана, но принята. Представляю, сколько он мог бы воплотить идей в реальную жизнь. 

Я выдам ещё небольшую зарисовку из пламенной речи известного барнаульского художника Ивана Моисеевича Мамонтова, некоторые работы которого хранятся в галерее, а он сам участвовал в её творческих проектах, часто здесь бывал…

Назвал он сам её так:

Хачатуряновка в Алтайском крае? Нет! Хачатуряновка в России!

«Все беды в Отечестве нашем – от недостатка культуры. Где ещё найдёте галерею, подобную галерее «Кармин»? Они создаются и в Москве, и в других городах России, но создаются, глядя на Запад, на коммерческой основе – ради перепродажи живописи, с платным посещением выставки…

Мы – художники – и провозгласили: «В Москве – Третьяковка, у нас – Хачатуряновка.

А как же ещё, коли деятельность Сергея Грантовича Хачатуряна, буквально напомнила деятельность Павла Михайловича Третьякова?!

Сергей Грантович начал собирать свою коллекцию живописи ещё при Советской власти. Вынашивал мечту открыть галерею для народа, чтобы любители искусства могли свободно посещать и свободно любоваться достойными произведениями…

Долгие годы искусство в России прозябало на задворках властей, терпели чинуши наши его формально – для успокоения совести своей перед миром, что у нас, дескать, тоже есть искусство. На деле же отношение к искусству было наплевательское – художник существовал на правах «шута придворного».

Картины нельзя было продавать, нельзя было писать, что душе и людям потребно, нужно было славить Советскую страну и её властителей. Художника можно было обругать, осмеять и выдворить за пределы земли своей, которая его родила, взрастила и воспитала как бесценный дар природы, чтобы мог он на ней творить, прославлять красоту её и живущих на ней людей.

Трудно представить себе, какие преграды проходил Сергей Грантович, собирая свою коллекцию.

Галерея создана, галерея работает, издана книга «Коллекция Сергея Хачатуряна XX-XXI вв.», красноречиво говорящая о значимости галереи.

***И опять тот же вопрос? Почему галерея закрылась, прекратила свою деятельность? Нет в живых создателя, попечителя, движетеля…

Или просто его имя попытались стереть со страниц истории Алтайского края?

Новый проект Сергея Хачатуряна включал в себя выставку художников в нескольких городах Германии. Это должно было произойти в декабре того же 2007 года, когда завершилось строительство, реконструкции обоих этажей галереи «Кармин». В проекте было предусмотрена распродажа картин и произведений ремесленного творчества. Подготовка к этому началась ранней весной.

Юлия Юрьевна Никитюк, художница и активная участница проекта, –

…Я была одной из первых художников Алтая, кто вывез свои работы за рубеж /персональные выставки её картин в Германии прошли в 1999 году/.  Выставки имели большой успех, а я – много заказов. И нашлись люди, которые поддержали  проект Юлии сделать ещё раз выставки там же.  Профессор искусствоведения, президент немецко – русской ассоциации искусств, арт-эксперт, профессор Эвальд Ахер, долгое время живший и работавший России взялся за содействие проведения выставок картин в Германии. Кстати, жена Эвальда Ахера, Наташа, была русской.

Во время второй поездки на этюды в Горный Алтай, Сергей Грантович сказал, что не прочь спонсировать какой-нибудь интересный творческий проект. Я поделилась своими мыслями…

Так возникла и стала осуществляться идея совместной выставки представителей Союза художников и галереи «Кармин».

Немецкая сторона была рада проявить себя в этом проекте, тем боле что все финансовые затраты брал на себя Хачатурян, а Эвальд Ахер – организацию выставок, рекламу и пр.

12

…Жаль, что этот проект не прозвучал в полную силу, так, как было задумано в начале. Слишком много было задействовано людей и разных интересов, иногда прямо противоположных друг другу.

Я так и не понимаю, почему так много вопросов осталось без ответа. И теперь уже никто не ответит мне на них, – говорила позже Юлия Никитюк.

В Проект Хачатурян вовлёк 60 художников.

Профессор Ахер писал,

– Сергей Хачатурян стал известным не только как меценат, но и как успешный промышленник и менеджер. Профессор Беккер назвал его «новым Третьяковым в Сибири». Его присутствие здесь направлено также на установление деловых контактов с целью: сделать его Родину открытой для туристов, поддержать планирование торгового дома и укрепить экономическое сотрудничество. Первые контакты уже есть…

Проект даже в городской прессе не освещался. В момент открытия выставки в одной из газет Барнаула прошла короткая информация,

– Открывшись 4 декабря 2007 года в большом выставочном зале  города Майнца, экспозиция, включающая 328 произведений алтайских художников, продолжает своё путешествие по городам Германии: Виссен, Кассель, Гамбург.

…сто восемьдесят полотен шестидесяти алтайских мастеров и сто сорок семь картин из коллекции Хачатуряна, организатора этого некоммерческого проекта. Цель этой выставки – пропаганда русского искусства – конкретно алтайского региона.

«Я горжусь тем, что у нас есть такие таланты», – говорит Сергей Грантович.

Подготовка к выставке шла полгода. На этих выставках Хачатуряна удивили зрители, которые часами ходили по выставке, уделяя внимание каждой картине, приезжая за 500 километров в Майнц. Удивил немецких посетителей и деловые круги Германии и сам организатор выставки с российской стороны.

Зарубежные организаторы выставки в своём отчёте указали на тот факт, что «…никогда ранее не было цели показать такой вид искусства, а также на смелость проекта, его абсолютную благотворительность, отсутствие коммерческих задач…»

13

***В общем, друг – читатель, если ты прочтёшь ту часть моего изложения, касающуюся «меценатства», к которой относятся проекты: «Пушкинский», галерея «Кармин», газета «Это Мой мир»  и заинтересуешься всем этим, то лучше найди книгу и прочитай её. Это не потому, что я устал писать и говорить словами Елены Ивановны из книги, но она написала лучше, чем смог я. Хоть переписывай её всю или переводи в электронный вид на свободный доступ. Но это не в моём праве.

Поэтому я останавливаюсь на том, что написал, заканчивая так,

– Слова «никогда» и «никто», «невозможно» и «невероятно» означали для Хачатуряна  – это есть настоящее дело, его дело.

Он словно пытался убедить окружающих:

«Люди, посмотрите, как много вы можете, если чего-то действительно хотите! Давайте, просыпайтесь, начинайте что-нибудь красивое и значительное делать! А тогда и я вот он – буду вместе с вами!».

А любимая его шутливая поговорка была:

«И мы за вами!..»

 

 

дальше только ЭПИЛОГ

 

Алтаич, с. Алтайское

8 ноября 2017 года

 

СЕРГЕЙ ХАЧАТУРЯН /продолжение 7/. Часть 6/2: 4 комментария

  1. 1 человек и столько добрых дел! Потрясающе! Спасибо Виктор Валентинович, вы сделали большое дело для вех нас!http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif

  2. Почему-то не прошли комментарии к предыдущим статьям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif