Николай Константинович Рерих. Глава третья.

АЛТАИЧ

(К 140 – летию со Дня Рождения).

Продолжение.

Н. К. Рерих

ГЛАВА III. В поисках своего пути.

В конце ноября того же, 1897 года, Стасов предложил,

Непременно вы должны побывать у Толстого…  пусть сам великий писатель земли Русской произведёт вас в художники. Он -то сразу поймёт, с какой вестью спешит ваш «Гонец». Нечего и откладывать, через два дня мы с Римским-Корсаковым едем в Москву. Айда с нами.

И вот Стасов, Римский – Корсаков, скульптор И. Глинцбург в купе московского поезда. Заняв «выгодную» позицию – верхнюю полку – Стасов, которому уже за семьдесят, начал ожесточённую атаку против романтических тенденций «Града Китежа».

Николай Андреевич Римский – Корсаков

*«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — опера русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже.

 Портрет работы И. Е. Репина, 1901.

Репин И Е Толстой 1901В доме в Хамовническом переулке гостей встретила Софья Андреевна. Стасов привёз какие – то книги, Римский – Корсаков ноты новых произведений, Гинцбург – бронзовую статуэтку Толстого, а Рерих – большую фотографию «Гонца». Всем было важно знать мнение Толстого. Появился и сам Лев Николаевич – седой, в широкой светлой блузе, руки за поясом, как на репинском портрете.

В фигуре, жестах, словах – убедительность мыслителя и предельно искреннего человека. Начался разговор о музыке, живописи. Лев Николаевич тонко чувствовал искусство, знал жизнь, людей и судил по законам своей совести. Высказывания его были не лишены парадоксальности. Пришёл черёд «Гонца». Действительно Толстой сказал то, что никто до этого не говорил и чему сам Рерих не мог подобрать слов.

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!»

*Про нравственные требования мне понятно. Но вот руль высоко держать, переплывая реку, это как – то «бессвязно». «Крепче держать» – я бы понял. Хотя Льву Николаевичу в то время,  с его известностью, можно было, что хочешь говорить, всё – мудрость…

Но слова эти, по – видимому, Николаю Рериху пришлись по душе и прозвучали в унисон с его мыслями.    

На следующее утро Рерих возвращался в Петербург, где начиналась его самостоятельная жизнь.

*По сути дела одобрительные слова Л. Н. Толстого в присутствии Стасова и других стоили очень многого. Рерих это прекрасно понял. Но, я думаю, что если  бы вдруг Толстой выразился не так, или он не принял бы гостей, или промолчал бы, то всё равно Рерих продолжил бы то, чем начал заниматься и готовил себя с детства. Это была почти сформировавшаяся цель. 

В 1898 году Рерих получил два заманчивых предложения: место помощника директора музея «Общества поощрения художеств» и место помощника редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».

*Рериху – 24 года.

Рерих, опасаясь за своё творчество из – за разбрасывания сил, пришёл за советом к Куинджи. Архип Иванович ответил,

–  Занятый человек всё успеет, зрячий всё увидит, а слепому всё равно картин не писать.

Решение было принято. Директор музея Д. В. Григорович, старый литератор, соратник Стасова, имевший обширные связи в литературных и художественных кругах, очень хорошо принял молодого Рериха. Тому ещё предстояло защитить диплом в университете на тему «Правовое положение художников в Древней Руси».

На государственном экзамене профессор Ефимов, естественно знавший об успехе «Гонца», спросил,

–  Ну, на что вам римское право, ведь, наверно больше не вернётесь к нему?

Но Николай Константинович думал иначе. Появились его первые серьёзные статьи: «Иконный терем», «Искусство и археология», «На кургане», По пути из Варяг в Греки». В них уже были затронуты серьёзные вопросы – о связи науки и искусства, охране и реставрации исторических и архитектурных памятников, о художественной ценности старинной русской иконы. Впервые русским художником были серьёзно подняты вопросы о древней иконописи.

В 1899 году умер Григорович и директором музея ставят Боткина Михаила Петровича, члена совета Академии художеств, коллекционера, посредственного живописца, консервативно относящегося к искусству вообще.

А незадолго до этого Рерих остро критиковал того Боткина в печати за безобразия, допущенные при реставрации Софийского собора в Новгороде…  Пришло решение уйти из музея совсем. Решение это он не успел осуществить, так как вице – президент Общества поощрения художеств И. П. Балашов настойчиво пригласил его поехать к Боткину, посмотреть коллекцию. Приём прошёл неожиданно хорошо. Вслух Боткин выразил своё удовольствие тем, что в помощниках у него будет такой знающий и энергичный человек, как Рерих. А его статью читал тоже с удовольствием, интересом и пользой для себя.  Вскоре после встречи Боткин в кругу своих знакомых сказал, что Рерих приходил извиняться перед ним за ту статью.

*Вот вам наглядный пример человеческого лицемерия, а таких примеров в жизни  Рериха будет ещё предостаточно.

В это же время, занимаясь в музее, Рерих посещал Русское археологическое общество, где вскоре знакомится с известным впоследствии египтологом В. Р. Розеном, а также с Б. А. Тураевым.

*Виктор Романович Розен  (1849, Ревель – 1908, Санкт-Петербург) — русский востоковед – арабист, академик Петербургской Академии наук (1890), вице-президент (1900), профессор арабской словесности в Санкт – Петербургском университете. С 1885 года стоял во главе восточного отделения Императорского Русского археологического общества.

 

Борис Александрович Тураев (1868 Новогрудок, Минская Губерния -1920, Петроград) – русский историк, создатель отечественной школы истории Древнего Востока, в частности, Древнего Египта и Нубии. Наряду с Владимиром Семёновичем Голенищевым считается основоположником египтологии в России. Академик Российской академии наук в Петрограде с 1918 года. Автор свыше 150 работ, посвященных проблемам истории, истории религии и церкви, археологии, искусства, филологии, источниковедения и историографии, член Императорского Православного Палестинского Общества.

Впоследствии Рерих писал в своём дневнике,

– …Как и многим учёным, Тураеву жилось нелегко, но эти трудности тонули в океане научного энтузиазма. Именно энтузиазм познавания удержал Тураева на высокой бесспорной стезе исследователя».

В 1898 – 1899 годах Рерих в Археологическом институте (в качестве внештатного преподавателя) читает курс лекций на тему «Художественная техника в применении к археологии». В них он говорил о тесной органической связи искусства с археологией (наукой), о расширении тематики исторического жанра и ответственности художника перед обществом.

В частности он сказал:

«…Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху…  Художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей…  Нужно изучать древнюю жизнь, как только возможно проникаться ею, пропитываться насквозь».   

*Как верно! Хорошо бы это записать, запомнить, вбить себе в мозги навечно всем тем современным творцам, включая в первую очередь кинорежиссёров, которые берутся за создание произведений на историческую тематику!

В конце 90-х годов в русской художественной среде намечаются два противоборствующих лагеря. Передвижники, верные Стасову и молодёжь, сгруппировавшаяся вокруг Сергея Павловича Дягилева и Александра Николаевича Бенуа.

Дягилев С. П*Дягилев Сергей Павлович (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренер, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

**Кстати, недавно прочитал, что ему были проданы письма Александра Сергеевича Пушкина к Натали Гончаровой, написанные им ещё до их венчания. Письма хранились долго у младшей дочери Пушкина – Натальи Александровны, потом по наследству перешли к её дочери, графине Софии Торби (морганатической супруге Великого князя Михаила Романова), а потом… муж Софии их продал.

Но, это к слову.

7 Бенуа А. Н.*Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

Вставка.

Товарищество передвижников – творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или  передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма.  Основатели общества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки. Жизнь «Товарищества…»  строилась на кооперативных началах.

Участниками выставок Товарищества были:

М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев, Ф. А. Чирко и другие.

Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов и  П. М. Третьяков, который приобретая в произведения передвижников в свою галерею, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу самого Третьякова.

Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.

8 Радимов П. А

Павел Александрович Радимов (1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния –  1967, Хотьково, Московская область) — русский советский «крестьянский поэт» и художник. Последний председатель Товарищества художников передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах. А также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года.

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870 – 1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили:

И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц, В. К. Бялыницкий – Бируля, А. В. Моравов, И. Н. Крамской, Н. П. Богданов-Бельский

 Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок.

9 Общ пер выставок Сидят (слева направо):

С.Н. АммосовА.А.КиселёвН.В. НевревВ.Е. МаковскийА.Д. Литовченко

И.М. ПрянишниковК.В. ЛемохИ.Н. КрамскойИ.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский

Стоят (слева направо): 

Г.Г. МясоедовК.А. СавицкийВ.Д. ПоленовЕ.Е. ВолковВ.И. Суриков.

*Я готов извинитьсяь за такую пространную вставку и отход от основной темы изложения, биографии Н. К. Рериха, но мне самому интересно было понять окружение молодого Рериха, а вы, думаю, если всё это знаете или неинтересно – пропустите. 

Многим сверстникам надо было делать выбор между двумя направлениями, двумя противоборствующими лагерями, примкнув к тому или другому и не оставшись, как бы вне творческого круга. Стасов, который протежировал молодому художнику, считал, что Рерих должен быть на его стороне.

Отношение же Рериха к двум этим противоборствующим лагерям не имело чёткой оценки. Несмотря на близость к Стасову, он одобрительно смотрел на тех, кто отошёл от Товарищества. Сомнения его росли, когда вдруг Куинджи, учитель и наставник, заявил, что он примирился с передвижниками и разочаровался в молодёжи.

Как бы ни интересовали его идеи группы Дягилева – Бенуа, но ему были дороги традиции и вера, которыми дорожили и гордились Куинджи, Суриков, Левитан, Нестеров и многие другие, относящиеся или когда – то принадлежавшие передвижникам.

Однако, став ещё и помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», инициатором которого был Стасов, он вроде бы сделал выбор.

*Вот именно, «вроде бы…». При прочтении книги у меня постоянно было ощущение, что Рерих уже в молодости был всегда «на особицу». Что в Академии, когда сокурсники нет – нет, а собирались на пирушки или выбор мастерской и учителя. Что после, когда нужно было конкретно решать – «за кого». Это была не нерешительность и ни в коем случае не лицемерие. Это были поступки и решения, которые ему как – будто приходили на ум извне, а в сочетании с природной осторожностью и рассудительностью давали положительный практический результат.

Вот только с Еленой у него всё сложилось очень быстро и без рассуждений: посудите сами, прочитав ниже об их знакомстве. Но и в этом случае всё сложилось удачно. 

В 1897 – 1898 годах Дягилев, Бенуа и другие действовали ещё более активно. Они организовали выставку русских и финляндских художников, причём оповестил русских художников, что «…выставка должна стать объединением разрозненных сил и основанием для создания нового Общества».

На выставку дали свои картины такие художники, как И. Левитан, М. Нестеров, К. Коровин, В. Серов, А. Васнецов, К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакст, М. Врубель и другие.

Стасов обрушился на произведения своими критическими статьями. Особенно яростно он нападал на Врубеля и будущих «мирискусников».

И всё таки Общество родилось, а Выставка 1898 года этому же и способствовала.

«Мир искусства» – общество, имеющее свой печатный орган – одноимённый журнал.

К финансированию журнала удалось привлечь М. К. Тенишеву и С. Мамонтова.

Кроме Дягилева, Бенуа, Сомова, Бакста, Философова, Нувеля в журнале согласились принять участие: Серов, Репин, Левитан. В. и А. Васнецовы, Поленов, Нестеров, Врубель.

*Чтобы не было вопросов сразу напишу, что художников Васнецовых было два –  брата Виктор и Апполинарий. И кстати, третий брат Александр у них тоже был, но он пошёл не по стопам старших братьев.

И вот осенью 1898 года первый номер журнала «Мир искусства» вышел в свет. Почти одновременно с ним вышел и журнал «Искусство и художественная промышленность». А  в январе открылась выставка нового общества «Мир искусства». На ней были представлены картины разных художников, но наблюдалась тенденция усиления группы московских живописцев. Никакой идеологической связи между живописцами не было. Но это соответствовало словам Александра Бенуа, что «…нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько что – то практической необходимости…».

Разногласия между двумя обществами были наглядно видны, но разногласия и несогласованность царили и в самом обществе «Мир искусства»…

В 1899 году Рерих заканчивает картину «Поход» и в своём дневнике делает любопытнейшую запись,

–  Воображаю, какой скандал подымется, как завопит Стасов, как многие не будут знать, что и думать… 

Это было написано после записи о намерении выставить эту картину (хоть и с оговоркой, что это шутка) на «декадентской» выставке, т. е. «Мира Искусств».

– Уговариваю и Зарубина В. И. дать что – либо туда же. Прямо скандалистами мы с ним становимся.

Сам Дягилев тоже обратился к Рериху с просьбой дать ему картину «Поход» для своих выставок. Кстати Дягилев высоко ценил и картину «Гонец».

Рерих отговорился и картину не дал, но переговоры и записи в дневнике очень красноречивы.

 «Поход».

Поход 1899

Картина была принята благожелательно Стасовым и другими, но раскритикована Куинджи. Хотя тот и заверил Рериха, что «…пути искусства бесчисленны, лишь бы песнь шла от сердца…».

Рерих собирался за границу. Чтобы поработать в какой – нибудь мастерской художника – педагога.

Но до поездки произошло событие, которое для Рериха оказалось очень знаменательным. Он встретил Елену Ивановну Шапошникову.

Дело было так. Летом 1899 года Рерих по пути следования в командировку от археологического общества заехал в имение князя Путятина в Бологом. Сам хозяин, археолог, отсутствовал, семья была на прогулке и слуга, проводив Рериха в полутёмный обширный вестибюль, забыл доложить о нём. Все стали собираться к ужину в столовой и тут племянница хозяйки (Елена Шапошникова) вспомнила, что заметила молодого человека в прихожей. За ним послали. Он рассказал, смущаясь своего дорожного костюма, по какой надобности заехал к князю. Имя его было известно. Его усадили, накормили, завели разговоры об искусстве и в довершении предложили остаться и дождаться хозяина.

Так состоялось то знаменательное знакомство.

*Ещё вопрос кто на кого обратил внимание?

Вставка.

О Елене Ивановне Шапошниковой (в дальнейшем – Рерих) отдельный разговор, так как её биография – биография русского философа и писателя.  Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы бытия.

От себя хочу добавить, что влияние Елены Ивановны на Николая Константиновича Рериха в некоторых вопросах и наоборот было взаимообразным.  Это хорошо прослеживается при изучении биографий, документов, дневников и трудов самого Рериха. 

Это  естественно, когда семья складывается из духовных единомышленников.

Коротко скажем так:

Елена Ивановна  родилась 12 февраля (31 января, по старому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге в семье  известного петербургского архитектора – академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала (таким образом, была двоюродной правнучкой русского полководца М. И. Кутузова).

11 Елена Шапошникова (Рерих) 1889

Елена Шапошникова, 1889 год 

 f5667974

Елена Шапошникова. (год неизвестен)

По линии матери Елена Ивановна приходилась ещё и дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М. П. Мусоргскому. Как и у Рериха, у нее имелись скандинавские корни. Прадед Елены Ивановны по отцовской линии приехал в Россию при Петре I из Риги, где был бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнес Петру I великолепную шапку Мономаха, шитую драгоценными камнями и отороченную бобром. Петр I остался доволен приёмом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии прадедом русского подданства  Петр I дал ему и новую фамилию – Шапошников. В это же время он подарил ему и свой походный кубок (серебряную стопу с привинченной к ее дну чернильницей) и жалованную грамоту.

Училась в Мариинской женской гимназии (1888-1895), а также в музыкальной школе. С ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

*И неплохо распорядилась, я вам скажу.

Осенью в Петербурге свидания Николая и Елены возобновились. В дневнике появились такие записи:

от 30. 10. 1899

–  Сегодня была Е. И. в мастерской. Боюсь за себя – в ней очень много хорошего. Опять мне начинает хотеться видеть её как можно чаще, бывать там, где она бывает.

И ещё…

От 30. 12. 1899

– Вчера 30-го сказал Е. И. всё, что было на душе… Странно, когда в первый раз принимаешь в расчёт не только себя, но и другого человека… Сейчас новый год. В нём у меня должно быть много нового.   

Предложение Рериха было принято, и они хотели совместить свадебное путешествие с поездкой за границу. Но, когда подсчитали стоимость длительного пребывания в Европе, ведь Рерих собирался надолго оставаться там для занятий живописью, решили, что Рерих поедет один. Свадьбу отложили до его возвращения.

*Николаю Рериху – 25, Елене Шапошниковой – 20лет. 

12

Елена Ивановна Шапошникова (Рерих) 1900 год.

13 Елена Рерих 1900 год

И как умно и рассудительно они поступили: денег у родителей не просили, «кредиты» не брали, не залезали в долги и, ради своего личного удовольствия, не начинали жизнь с зависимости от кого бы то ни было. Но рассчитывали, взвешивали и  поступали.

Хотя может это только частный случай. Но очень характерный для Рерихов  в будущем.

1900 год – в Париже открылась Всемирная выставка с большим художественным отделом. На выставке были картины русских художников: Репина, Сурикова, Шишкина, Левитана, Серова и картина Рериха –

«Сходятся старцы». 1899.

14 Сходятся старцы 1898

15 Сходятся старцы 1898 1

16 Сходятся старцы 1898 2*Все три картины под одним названием сегодня находятся в частных коллекциях Москвы и Петербурга. Которая из них побывала на Парижской выставке, я не установил. По мне, так первая сверху.

Вставка.

И чтобы полнее была картина отношений Николая К. Рериха и Елены И. Шапошниковой (Рерих), я здесь же приведу главу из 11 тома под названием «Нерушимое», изложенного когда – то мною и выданного в двух сообществах (с моими опять же примечаниями).

*Понимаю и сочувствую, что большой материал, но и о человеке «Большом» рассказывается.

Да и кому сегодня легко?

Глава 54. Великий облик.

«…Когда великие облики доходят до нас из глубокой древности, они воспринимаются как – то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными…»

А вот из близкого прошлого или и настоящего большие люди выглядят не так убедительно. В их описании столько ненужного и нехарактерного, что становится понятно – сущность их бытия ещё не взвешена, не оценена.

И, наоборот, будет столько описаний малодоказанных, сомнительных, что впечатление будет складываться умаляющие, если не отрицательные, выводы.

«…В веках, конечно, весы прошлого уравновесятся. Народный суд уберёт многое, что сорило глаза ближайших зрителей…».

Имеется множество примеров, когда облик писателей, поэтов, учёных, общественных деятелей и вождей преобразился в общественном понимании за не очень долгий срок. Даже в оценках энциклопедий имеется ряд великих имён, которые от шарлатанов и смутьянов дошли до самых почётных отзывов.

«…Такие метаморфозы можно наблюдать даже в течение одного поколения. Разве это не замечательно для человеческого мышления?»

Почему это происходит трудно объяснить. Может быть по злобе, из-за зависти, невежеству, тупости или лености?

Доходит до того, что попытки дать доброжелательное обоснованное суждение уже являются недопустимым и несовременным, зато извращения и клеветническая критика будут заслушаны спокойно и с одобрением.

Странно, но люди мало пользуются тем, что уже предоставлено, щедро дано и может быть широко использовано – это прекрасные мужские и женские облики – истинные создатели культуры. Их бы ценно знать уже теперь, а не откладывать в архивы.

«…Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательности и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи.

Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная работа, тогда молодёжи особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях.                

Лишь бы знать всё это. Лишь бы вместо сомнений, отрицаний и отступлений – идти вдохновенно в труде ободряющем…».

*** Продолжение выделенного абзаца мне хочется отдельно пояснить в примечании.

Человеку всё же придётся отучиться от всего мешающего, огрубляющего и задерживающего.  

Тот, кто сумеет найти большее количество добрых, строительных знаков, тот  найдёт и тот настоящий мир, о котором неустанно молятся во всех церквах.

Для собирания этого истинного мира нужно много бережливости, заботливости и доброжелательства.

«…В каждом живущем сердце должен же быть, какой – то общечеловеческий, добрый подход. В подходе… различаться добрые облики и оценятся дела по справедливости».

2 июня 1935 года, Цаган Куре.  

Прим. от Алтаича

1). Кстати, в «облики» из ближайшего времени много сора вносит и сам, так называемый, народный суд. Это сплетни, слухи, злопыхательство, зависть и т. п. А, если ещё и со стороны властей не хотят написать о нём просто и доброжелательно, то весь этот сор увеличивается в объёме в несколько раз. Что будет потом, этому поколению может не стать известным никогда;

2). В последнем предложении статьи сквозит, как мне кажется, некоторая растерянность самого Рериха, хотя он не теряет веры и оптимизма. По – видимому он не раз сталкивался с такими негативными явлениями в поведении людей, что пишет эти строчки, чтобы лишний раз сказать самому себе – верую… 

3). Привожу здесь тот абзац, о котором говорил выше, не сильно отклоняясь от текста, но  несколько изменённый в части некоторых слов или их перестановкой. Думаю, что основной смысл будет понятен.

«Вот проходит по жизни замечательный, великий образ женщины. Ещё маленькой девочкой, тайком, она уносила из отцовских шкафов к себе тяжёлое издание, чтобы самоучкой научиться читать. Позже таким же образом в раннем возрасте изучались философские труды, сочинения. И вот среди «развлекающегося обихода» создаётся глубокое и, как бы давно законченное, миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду… И, весь дом, семья строится по тем же благодатным началам. Так же переносятся все трудности и опасности. Накопленное знание и стремление к совершенствованию дают непобедимое решение задач… Болезненно ощущается злоба, темнота, невежество… Где только возможно осуществляется целение – физическое и духовное… Жизнь с утра и до вечера трудовая на пользу человечества. Ведётся огромная переписка, пишутся книги, делаются переводы… Самые наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верой, которая становится – чувствознанием. А ведь для такого знания необходимы были удивительные накопления».

О ком это? Кто это? Почему взят именно этот пример для молодёжи и даже специально для «лучшей половины» человечества. Здесь, я думаю, не трудно понять, что образ для примера был у Рериха перед глазами. 

Из биографии Рериха Н. К.

…Много лет спустя, 10 ноября 1941 года Рерих записал в дневнике:

Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице» – Елена Ивановна Рерих (Шапошникова). Каждое это понятие было испытано в огне жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени – женское и мужское».

Трудности же в борьбе за все те принципы, которыми он руководствовался всю жизнь, были не только у одного Николая Константиновича. Абзац этот был специально вставлен в главу, а может, наоборот, глава была написана ради этого абзаца, для моральной поддержки друга и спутника жизни, с  той, присущей ему, скромностью и чуткостью.  Кроме того, это и мы знаем, в «той лучшей половине», для которой взят пример, тоже не всё ладно было во все времена истории. Можно, даже не обидев никого, сказать, что многое в совершаемом в этом мире зле «эта лучшая половина» играла не менее значительную роль.

А пока…

Осенью 1900 года Николай Константинович покинул Петербург.

продолжение следует…

село Алтайское

3 августа 2014 года

Алтаич

Постскриптум от Алтаича.

Как видите, уважаемые, окончена третья часть изложения повествования о жизни и судьбе Николая Константиновича Рериха – художника, учёного, мыслителя и общественного деятеля. Надеюсь, что вы читали первые две главы этого обширного труда П. Беликов и В. Князевой, вышедшего в серии ЖЗЛ в 1973 году.

Для тех же, кто не читал первую и вторую главы, даю ссылку на моей странице «Алтай – жемчужина России»  http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=3091   http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=3151

И последнее. Не знаю, как и кому понравится нижеследующее, но мне понравилось. И, хотя это мало подходит к изложению биографии Н. К. Рериха, но послушать интересно и Николай Константинович в обиде на меня не был бы. Тем более он любил слушать музыку Римского – Корсакова, Мусоргского… Да и разговор идёт и о Римском – Корсакове, и о Китеже, и о Петре с Февронией. В общем то об истории, археологии, легендах и России.

 «Изучая прошлое – познаёшь себя»

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»


Прослушать или скачать Сказание о невидимом граде Китеже бесплатно на Простоплеер

Николай Константинович Рерих. Глава третья.: 5 комментариев

  1. Прочитал, все классно. Живописец, археолог, путешественник, общественный деятель, все силы, свой талант свой отдал России. С 1918 года жил за рубежом, затем, постоянно с1936 года, в Индии, поэтому, видимо, в некоторых его работах ощущается близость к буддизму, к его философии. Много узнал интересного, спасибо!

  2. Больше всего понравилась та часть, что рассказывает об окружении Николая Рериха, то, в какой среде он жил, с кем дружил, с кем общался. Та культурная среда и сформировала его, так думаю. Что касается Елены Рерих, то у меня лично глубоко сидит неприятие ее. Мне кажется она на него имела слишком сильное влияние, которое отодвинуло его от изначальных помыслов и русских корней. М.б., потом, после прочтения следующих частей, это впечатление изменится.

  3. Спасибо! О Елене Рерих (Шапошниковой) вы тонко подметили. У меня тоже есть некоторая даже неприязнь к ней. Тем более здесь, когда я побывал в местном краеведческом музее и узнал, что она в своё время не разрешила старшему сыну жениться на своей избраннице и тот так и “холостяковал” до конца жизни, меня это покоробило.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif