Николай Константинович Рерих. Глава седьмая.

АЛТАИЧ

VII. Накануне великих событий.

«Нелегко описать жизнь, в ней было столько разнообразия. Некоторые называли даже это разнообразие противоречиями. Конечно, они не знали, из каких импульсов и обстоятельств складывались многие виды труда. Назовём эти особенности жизни именно трудом. Ведь всё происходило не для личного какого – то удовлетворения, но именно ради полезного труда и строительства…».

Так начинал серию автобиографических очерков Николай Константинович Рерих.

*Очень правильно начал Николай Константинович! На настоящий момент, не будем говорить о прошлом близком и далёком, больше разговоров не о жизни, как труде, а о жизни, как увеселении. Увеселений самого себя. Единственного и неповторимого. Объяснений, для этого «феномена», находится предостаточно. Но как только коснёшься этой «жизни для себя» собеседник так распишет свои труды, заботы и желания,  что впору пожалеть несчастного «трудоголика».

Сведения о личной жизни Рериха представлены скудно в воспоминаниях современников, дневниках и все они как бы вытесняются его общественной деятельностью, творчеством и занятиями наукой.

*Павел Фёдорович Беликов, написавший этот труд,  в течение многих лет был близким и преданным сотрудником семьи Рерихов. Он собрал самый большой в СССР архив об этой семье, доступ к которому был открыт для многочисленных исследователей, учёных, рериховедов.

Но всё же…

Николая Константиновича отличала бережливость к вещам: в гардеробе висел отлично сшитый фрак – для официальных приёмов, который пережил множество рабочих курток. Несессер, один и тот же, брался с собой в дорогу десятки лет.

Мастерская его не напоминала студию знаменитого художника. Простая мебель, книги, образцы минералов, археологические находки, банки и тюбики краски, кисти. К потолку подвешено чучело чайки.  Реставрированный, петровских времён, секретер, за которым любил работать Рерих. В гостиной – старинная мебель. Детская обставлена так же, как и мастерская.

Детям, старший сын Юрий родился в 1902 году в Окуловке Новгородской губернии,

Юрий Рерих 1910

Юрий Рерих. 1910 год.

младший – Святослав – в Петербурге в 1904 году,

Святослав Рерих. 1911 год.

уделяли много внимания и времени, приучали к трудолюбию, наблюдательности и инициативе.

Их брали в путешествия, при расставании часто переписывались. Сыновья с детства проявляли незаурядные способности и любознательность. Юрий уже с гимназических лет начал заниматься египтологией с известным учёным Б. Тураевым и монгольским языком с востоковедом А. Рудневым.

В слаженной трудолюбивой семье Рерихов творческие интересы главенствовали.

Работоспособности Рериха удивлялись многие современники. Всем, кто лично с ним встречался, запоминались его корректность в обращении, спокойный голос, скупая жестикуляция, неторопливая походка. Никогда его не видели суетящимся, выведенным из себя. Чувствовались неподдельные доброжелательность, участливость.

На фоне кипящей, бившей изо дня в день ключом жизни, его готовности быть полезным делу и людям искусства  эти характерные черты подкупали многих: и друзей, и врагов.

*Откуда же враги? Но вот несколько обобщённых характеристик современников:

– Рерих – это сторонник просвещения, прогресса, справедливости, серьёзный учёный и видный деятель культуры…

– Рерих – кавалер орденов св. Станислава, св. Анны, св. Владимира, льнущий к придворным кругам карьерист, расчётливый «мудрец жизни», художник – «аристократ»;

– Рерих – общительнейший человек, вокруг которого постоянно группируется любознательная молодёжь;

– Рерих – загадочная натура;

– Рерих – искренний и прямодушный человек;

*Автор книги выдаёт нам всего несколько характеристик, не раскрывая имён.. Только одна из пяти явно недоброжелательна и по – видимому принадлежит завистнику, остальные несут довольно позитивный оттенок.

Я думаю, что недоброжелателей, назовём их так, было намного больше. Уже по  тексту видно, что они появлялись по мере выхода Рериха в «свет», общению его всё с большим количеством людей. 

Рерих, конечно же, сталкивался с противниками своих взглядов, но он всегда при этом старался иметь в виду общественную значимость противоборствующей стороны, а не личные качества противника.

*Это очень сложно, а подчас невыполнимо…

И эта положительная черта характера Рериха не только делает ему честь, но и является примером, опять-таки, для нас,  для многих и сегодня. Ведь подчас личная неприязнь затмевает основную цель. У Рериха этого не происходило.

Иной раз Рериху приходилось обращаться в разные инстанции, вплоть до дворца, и положительные решения для дела он получал. За это прослыл отличным дипломатом. Правда принцесса Ольденбургская очень хотела, чтобы в покровительствуемой ею школе был именитый директор, и решила представить Рериха к званию камергера его величества, но тут уж возмутился сам Рерих. Он прямо высказался, что хотел бы до конца дней своих подписываться под своими картинами, как «художник Рерих», а не «камергер Рерих». Так его придворная карьера кончилась, не начавшись.

Было ещё присвоено ему звание действительного статского советника. Это до 1914 года, а буквально через год этот чин опять ему присвоили.

По-видимому, их раздавали «направо и налево» не скупясь и не проверяя факт присвоения чина.

 Рерих был противником награждения художников медалями и призами, так как считал условностью эти награды. В Милане в 1908 году он отказался принять золотую медаль, чем поверг в недоумение жюри международной выставки. То же самое произошло на Брюссельской выставке.

Таким образом, к званиям и наградам Рерих слабости не испытывал.

*Скромность? Нежелание быть ещё более на виду? Равнодушие к званиям, наградам, потому как давались они от лица общества, которое ему всё же было не совсем приятно? Этого не определить, но то, что Рерих был достоин наград и званий не меньше, чем другие, у меня нет сомнений.

Зато слабостью Николая Константиновича и Елены Ивановны было коллекционирование картин старых мастеров и их часто можно было увидеть на аукционах и в антикварных магазинах.

Собрание Рерихов насчитывало около 300 произведений, которое впоследствии перешло в Эрмитаж.

Рерих не раз писал о пользе собирательства, на громадное образовательное значение его, высоко оценивал деятельность Павла  Михайловича Третьякова.

В 1910 году произошёл раскол в московском «Союзе русских художников». Из него вышли все петербужцы, за исключением Рылова, а из москвичей В. Серов и И. Грабарь. В Петербурге создаётся выставочное объединение вновь названное «Мир искусства», но на этот раз Сергей Павлович Дягилев остаётся в стороне. Основное ядро объединения составляют:

А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, В. Серов, И. Грабарь, к которым присоединяются Н. Рерих, К. Петров – Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова – Лебедева, З. Серебрякова и др.

Председателем объединения избирается…

Николай Константинович Рерих!

*Это знаменательный факт. Тот, кто внимательно читал предыдущее описание всех перепитий произошедших у художников Петербурга и Москвы, должен сразу понять – это уже не тот первый «Мир искусства» конца 90- х, что был создан тандемом Дягилев – Бенуа.

Избрание Рериха указывало на изменение задач и целей «Мира искусств». В период между двумя революциями во многих областях культуры возникли сильные брожения, создание группировок. Этого не избегло и изобразительное искусство, где появились течения, которые проповедовали полное отрицание прежних традиций.

Созданная в 1910 году группа «Бубновый валет» во главе с Д. Бурлюком, П. Кончаловским и И. Машковым, позднее сыгравшая видную роль в становлении советской художественной жизни, восставала против «аристократизма» и стилизаторства «мирискусников». Между А. Бенуа и Д. Бурлюком велась непримиримая борьба. Но на выставки «Мира искусства» экспонировались произведения и «бубновалетовцев» и представителей группы «Голубая роза», куда входили такие художники, как М. Сарьян, С. Судейкин, П. Кузнецов…

В 1912 году от «Бубнового валета» отделяются М. Ларионов, Н. Гончарова и создают группу под названием «Ослиный хвост», в котором пропагандируют стиль свободный от реальных форм. Так родилось направление названное «лучизмом», от которого недалеко уже было до абстрактного искусства – отражение кризиса буржуазной культуры.

Московский Союз русских художников тоже не прекращал своих выставок, так же как и Товарищество передвижников.

Новый «Мир искусства» столкнулся с «новаторами», провозгласившими полную анархию в области формы и абсолютным пренебрежением к прежним достижениям. Но теперь «Мир искусства» уже не повторил той ошибки видных передвижников, когда отрицал всё то, что не было похожим на их работы. Давая место на своих выставках «незрелой молодёжи», «мирискуссники» показали истинное новаторство и преемственность, надеясь через неё и самим обновиться.

В декабре 1911 года состоялся Всероссийский съезд художников.

В такой обстановке Рериху пришлось налаживать деловую сторону объединения. Все его действия служили укреплению организации. В это время он близко сходится со многими писателями, учёными, художниками. Прочная дружба завязалась у него с Леонидом Андреевым. Он сближается с Александром Блоком. Общественная деятельность привела Рериха к неизбежному знакомству с Горьким, сначала знакомство личное, потом дружба домами.

Интересным является одно воспоминание Рериха:

«Помню, как однажды, когда в одной большой литературной организации нужно было найти спешное решение, я спросил у Горького о его мнении. Он же улыбнулся и ответил:

«Да о чём тут рассуждать, вот лучше вы, как художник, почувствуйте, что и как надо. Да, да, именно почувствуйте, ведь вы интуитивист. Иногда поверх рассудка нужно хватить самой сущностью».      

Перед Первой мировой войной, Рерих создаёт полотно «Ангел последний» (1912), в котором с особой силой прозвучала тема возмездия. Есть ещё одна картина под тем же названием, написанная Рерихом в 1942 году, но о ней более подробно позже.

Почти одновременно создаётся полотно – «Меч мужества». Затем «Зарево» (1914), «Крик змия», «Короны», «Град обречённый» и, наконец, «Дела человеческие».

Эти «пророческие» сны экспонируются на выставке 1915 года и вызывают сенсацию.

«Меч Мужества». 1912 год.

«Крик змия». 1914 год».

«Короны». 1914 год.

Короны. 1914 год

«Град обречённый» 1914 год.

«Зарево» 1914 год.

Тут же я приведу более поздний вариант этой картины, написанной в 1931 году. Что изменилось в изображении. Цвета несколько потеряли свою яркость и в правом верхнем углу мы можем увидеть изображение «Знамени Мира».

«Дела человеческие» (фрагмент эскиза росписи). 1914 год.

Символика везде легко разгадывается: беззащитная страна втягивается сановными преступниками в бойню.

Сообщение о начале войны застало Рериха в Талашкине. Патриот своей родины, но в то же время человек, считающий, что благо заключается в единении и мире с другими народами, Рерих незамедлительно примкнул к той части интеллигенции, которая не связывала благополучие родины с агрессивными намерениями правящей верхушки.

13 Враг рода человеческого 1914Он создаёт плакат, который рассылается по армиям и военным зонам.

«Враг рода человеческого»,  который клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе.

Мысль о необходимости создания специального соглашения по охране памятников и просветительных учреждений на правительственном уровне возникала у него ещё во время русско – японской войны. С началом первой мировой войны Рерих попытался вынести этот вопрос на обсуждение широкой общественности, придать ему государственное значение.

Рерих обратился к верховному командованию российским войсками, правительству США и Франции с предложением обеспечить сохранность культурного достояния народов в военное время путём совместной договорённости.

С проектом он также ознакомил многих высокопоставленных лиц. Вплоть до царя Николая в 1915 году. Но, дело, как и следовало ожидать, не продвинулось.

*Здесь я не могу не написать. Что же раньше этак лет на 10 не стал подниматься этот вопрос, если были мысли. Знаю, мне ответят, что всему своё время, что мысль должна была быть сформирована и т. п.

А ведь с 1905 года девять лет прошло, время было и для того, чтобы «прозондировать почву», и чтобы понять – «в случае войны, никакой договор, никакое соглашение не помогут осуществить этот проект.     

И у меня ещё одно сомнение. В 1905 году война шла далеко на Востоке, за Уралом и кого она сильно и больно коснулась? Армию и флот, простой народ, местных «инородцев»? А все более – менее «культурные ценности», включая правительства, находились по другую сторону Урала. Может поэтому не стал подниматься ни вопрос о сохранности, ни о историческом наследии. Новая война началась на территориях западных, «культурных» и «цивилизованных» и, естественно исторические ценности моментально попали под угрозу уничтожения.

Но, кому есть дело до каких-то памятников архитектуры, архивах, музеях, когда льётся кровь, погибают люди, разрушаются жилища?

То, что вопрос даже из принципа не мог быть Рерихом не поднят, согласен! Но, с другой стороны, всё это было впустую, идеалистически мёртво изначально.

Что подтверждают и последующие события, в частности те, которые у многих живы в памяти, а у кого – то происходили и происходят на глазах.

Но, Рерих от этого вопроса, а именно: охрана культурных ценностей при военных столкновениях, не отказался, и он занимал большое место в его дальнейшей общественной деятельности.

*А вот в этом он прав на все 100. «Вода камень точит». Может когда – нибудь этот вопрос и будет стоять на первом месте при угрозе военных столкновений…

Хотя лучше бы не было никаких столкновений вообще.

С начала войны Николай Константинович принимает деятельное участие в работе русского Красного Креста. В 1915 году его выбирают председателем комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов.

Публицистика Рериха в годы войны характеризуется всё теми же мыслями о задачах искусства и просвещения.

«…думаем мы не во имя «вчера», а во имя «завтра», во имя всенародного строительства и творчества…».

Произведения его от грозных предзнаменований сменяются на фольклорные, имеющие сказочный или традиционно–религиозный характер.

«Прокопий праведный праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого. 1914 год.

«Прокопий праведный за неведомых плавающих молится». 1914 год.

«Три радости». 1916 год.

«Ведунья». 1916 год.

Казалось, что война не выбила Рериха из проторенной колеи творчества, но это не совсем так. Война расстроила все планы его по отношению к изучению Востока, так как он ещё в 1913 году начал предпринимать практические шаги к поездке на Восток. В Париже в 1913 году Рерих встретился с востоковедом В. В. Голубевым, знатоком индийского, индонезийского и тибетского искусства. Тот только что вернулся из Индии и вновь собирался вернуться туда. С ним Рерих обсуждал планы совместной работы по исследованию восточных стран.

Вставка.

19 Голубев В. В.

12.2.1878, Петербург – 19.4.1945, Ханой – археолог, востоковед, искусствовед. Из дворянской семьи. Отец – инженер, промышленник, меценат. В 1900 Г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где учился у М. Ростовцева, который стал его большим другом. Продолжал обучение в Гейдельбергском университете, в 1904 получил степень доктора философии.

С 1905 жил в Париже, изучал и коллекционировал персидскую и монгольскую миниатюру.

Путешествовал по Востоку, побывал в Турции, Египте и в других странах.
В 1910-1912 находился в археологической экспедиции в Индии, откуда привёз 1500 фотографий памятников индийской культуры, в том числе свыше 300 снимков фресок буддийских пещерных храмов Аджанты. Материалы экспедиции были выставлены в 1913 в музее Чернусского и получили высокую оценку Н.Рериха, который писал в статье «Индийский путь»:

«За эту радость я очень благодарен моему другу В. В. Голубеву». 

В 1920 году вступил во французскую Дальневосточную школу в Ханое; с 1927 ее действительный член: в течение 25 лет вел исследовательскую работу в Индокитае. Он стал одним из ведущих археологов. Осуществил археологическую аэрофотосъемку Индокитая. За археологические работы в Индокитае французская Академия удостоила Голубева премии Жиль (1935). Архив Голубева В. В. находится в Ханое, включая и материалы по русской культуре.

Рерих постоянно принимал участие во многих начинаниях, которые могли способствовать контактам с народами востока. В то время русские  востоковеды предлагали строительство буддийского храма в столице для привлечения редчайших экспонатов буддийского религиозного культа и изучения живых буддийских традиций. Был создан даже комитет по содействию строительства храма, в который входил и Рерих. Задача была в том, что нужно было перевезти храм из Индии, предварительно разобрав его на месте  под руководством опытного архитектора. Уже были начаты переговоры с «Добровольным флотом» насчёт льготной перевозки храма морским путём. Начавшаяся война прервала и эти планы.

Собирался Рерих посылать в Индию стипендиантов школы. Тоже сорвалось из–за войны. Хотел организовать в Петербурге индийский музей. Для получения некоторых экспонатов из коллекции Голубева, Рерих обращался за поддержкой в Академию наук.

*Уже не в первый раз при изучении этой книги, а по сути биографии Рериха. Я натолкнулся на невозможность исполнения желаемого, задуманного или планируемого Рерихом в связи с объективными обстоятельствами.

Но, интересно, перенести буддийский храм в столицу православной России – что это?  

Идеалистическое желание иметь рядом под видом изучения? Или?..

Особый интерес представляли связи Николая Константиновича с забайкальским бурятом, получившим буддийское образование в Тибете. Агаван Доржиев подолгу проживал в Лхасе – столице Тибета. Но когда в Тибете в начале XX века активизировались англичане, то далай-лама послал его в Россию в качестве посланника для переговоров с русским правительством. Предложение было активизироваться России в Центральной Азии, включая Тибет, чтобы не допустить проникновения английских колонизаторов.

*Опять интересный факт: чуть – что за помощью к России. Русские, как палочка – выручалочка. Но вот потом, со временем, интересы просящего, естественно, начинали преобладать, а для России часто всё оборачивалось плачевно. А вкладывала Россия везде и всегда немало, и своих, русских, при этом никогда не жалела.

Рерих со своей стороны поддерживал и способствовал миссии посланника, за что далай-лама выразил ему благодарность и переслал памятные подарки.

Таким образом, задумав очень давно «вступление на великий Восточный путь», Рерих поступательно, методично и систематично вёл подготовку к этому. Какова же была эта задача?

Рерих считал своим личным долгом перед обществом – сближение духовного наследия Востока с научными открытиями и социальными учениями Запада. Для этого необходима была живая связь с народами Востока, их древними традициями, культурой.

*Извините, опять мой комментарий. А не похоже ли всё это на причуду ребёнка, когда тот хочет понравившуюся ему игрушку до исступления? Вроде нет. Ведь положена на выполнение своей личной программы по Востоку половина жизни. Не говорю о жизни семьи. Хотя, читая дальше, увидим, правильно ли сказано, «положены жизни».

Ещё один вариант объяснения стремления Рериха на Восток, мистический. Может поверить в подсказанное ему «откуда – то» его предназначение на этом пути, и выбран он был тем самым «посланником» с Запада к Востоку, но не от общества людей, а…?

Кстати, о судьбе забайкальского бурята, после Октябрьской революции он остался в СССР, занимал видное место в рядах бурятского ламаистского обновленческого движения, участвовал в реформировании быта буддийского духовенства и преобразовании буддийских монастырей в трудовые коммуны.

*Во, как! Реформировался лама под влиянием марксистского учения. Ну, что о нём можно сказать. Нашёл своё место под солнцем. Ведь и не такие, как он одурачены были провозглашением свободы, равенства, братства.

**Есть у меня в «загашнике» любопытная статья об индийской философии и отношении Н. К. Рериха к основным её вопросам и к учениям  Рамакришны Парамахамсы   и Свами Вивекананды.

Она небольшая, но так, как мне хотелось бы её выдать, займёт здесь больше места. Может быть, удастся её поместить позже, так как я не хочу выходить из объёмов не более 25 страниц изложения каждой главы. И потом в статье не указан источник, откуда она, что несколько меня смущает. Ведь уже прошло более 3-х лет, как я начал заниматься этими вопросами. Ну, посмотрим, пока мы ещё не расстаёмся с Николаем Рерихом, его биографией и отношением к индийской мудрости.

В начале 1915 года Рерих тяжело болеет. Воспаление лёгких. Когда кризис миновал, стали донимать бронхиты, пневмонии. Врачи советовали в Крым и, что ему противопоказана жизнь в большом городе. Рерих арендует дом в Сердоболе (Сортавала) возле ладожских шхер среди соснового леса. Переезд туда на постоянное местожительство семья осуществляет в декабре 1916 года. Близость от Петербурга позволяет иногда выезжать туда и заниматься делами школы.

20 Сердоболь (Сортавала) в начале XX века 1

*К слову: Рериху – 40 лет. Елене Ивановне – 35, Юрию – 14, Святославу – 12. Война идёт уже два года. Революционное брожение в России не прекращается.

Приступы болезни иногда так обострялись, что в мае 1917 года Рерих составил завещание:

«Всё, чем владею, всё, что имею получить, завещаю жене моей Елене Ивановне Рерих. Тогда, когда она найдёт нужным, она оставит в равноценных частях нашим сыновьям Юрию и Святославу. Пусть живут дружно и согласно и трудятся на пользу Родины. Прошу Русский народ и Всероссийское Общество Поощрения художеств помочь семье моей, помочь, помня, что я отдал лучшие годы и мысли на служение русскому художественному просвещению. Предоставляю Музею Русского Искусства при школе, мною учреждённому, выбрать для Музея  одно из моих произведений как мой посмертный дар. Прошу друзей моих помянуть меня добрым словом, ибо для них я был добрым другом.
1 мая 1917 года, Петроград. Художник Николай Константинович Рерих».

*Читая строки завещания, вроде бы веришь в то, что дела обстояли очень худо…

Но, посмотрим дальше.

В Петербурге после свержения царского правительства Горький собирает у себя на квартире большую группу деятелей искусства: художников, писателей и артистов. Это происходит 4 марта 1917 года. Избран комитет в составе 12 человек, куда вошёл и Рерих.

6 марта Горький, Рерих, Бенуа и Добужинский подписали заявление в Совет рабочих и крестьянских депутатов для разработки вопросов об охране памятников старины, проектирования новых, составлении проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств, устройства народных праздников, разработка гимна свободы и т. д…

Совет депутатов незамедлительно откликнулся на это заявление воззванием, которое расклеивалось повсюду. В частности там говорилось о том, чтобы граждане берегли дворцы, здания, статуи, картины, документы…

Всё, мол, это история народа, гордость народа, воплощение духовной силы народа и его предков.

Комиссия с таким заявлением обратилось и к Временному правительству.

Комиссия создала ещё один любопытный документ. Также подписанным Рерихом. Он гласил о приостановлении работ, которые были начаты ещё до свершившейся революции, над памятниками в городах России, так как множество их не удовлетворяют требованиям художественного вкуса. Особенно предназначенных к увековечиванию памяти династии Романовых. О проектах и начатых работах довести до сведения Особого совещания по делам искусств.

Этот документ вызвал протесты со стороны определённой части творческих и общественных деятелей.

*Естественно! Работы запланированы, возможно, начаты, средства выделены или частично потрачены, или не выделены, но планировалось выделить и получить, с  получением их строились планы…

Пути участников горьковского совещания круто разошлись. Часть из них выдвинуло проект о создании Министерства изящных искусств. Причём место министра предложено было…  Рериху.

Причины этого предложения непонятны, но Рерих категорически отказался и поддержал комиссию двенадцати, признанную Советом рабочих и солдатских депутатов.

*Оно ему нужно было?! Стать чиновником и закрыть своими руками путь на Восток навсегда.

Уже намного позже, 17 ноября 1917 года он писал в Петроград:

«Я прослужил искусству 25 лет, по мере сил защищал русское народное достояние и подготовлял путь для молодых, буду счастлив, если мой опыт послужит на пользу будущим деятелям искусства».

*Забегая вперёд, хочу написать свои мысли о послании Рериха, если бы меня вздумали спросить.

Всем, кто хотел этого, всё пригодилось и пошло на пользу. Но Советской власти Рерих был не нужен ни как художник, ни как учёный, ни как педагог и, уж тем более, как мыслитель.

Думаю, что Николай Константинович Рерих прекрасно всё это осознавал ещё в те  годы. Останься он в России, надолго, а может и навсегда закрылся бы для него не только Восток, но и Запад. А семья? А дети? А условия жизни? Да, да тот самый «проклятый» быт, который надо было создавать, поддерживать, оплачивать? А связи, выставки, работа на благо народа и для народа? Он, конечно, не мог предполагать до какой степени и во что всё обратится в России в конечном итоге. Или мог?..

Он мог желать, мечтать, стараться изо всех сил во благо народа, но вот цель, которой он был всецело захвачен, отдалялась, и  непонятно на какой срок. А то и навсегда.

Постскриптум.

Итак, мы приблизились совсем вплотную к кардинальным изменениям в жизни Н. К. Рериха и его семьи. Изменения, которые привели к тому, что…

А вот об этом будет ещё четыре главы и заключение из книги Павла Фёдоровича Беликова и  Валентины Павловны Князевой.

Думаю, что они не менее интересны и познавательны, хотя не всё так в биографии Рериха бесспорно, как утверждает Беликов.

продолжение следует…

село Алтайское

6 сентября 2014 года

Алтаич

Николай Константинович Рерих. Глава седьмая.: 5 комментариев

  1. Ну, вот опять комментарий пропал. Пишу второй раз, не знаю, будет ли это повтором.
    Очень понравились картины предвоенные и военного года: трагические, тревожные, пророческие и очень русские. И зачем ему нужно было переносить буддийский храм при такой приверженности к русскому и православному, мне непонятно.
    И еще заинтересовало, что его везде выдвигают на руководящие должности. С чего бы жто: хорошие организаторские способности или хорошие связи. И столько наград чисто русских. православных. Не знала.
    И все это не вяжется с его последующим уходом на восток. Еще потрясло завещание. Не было же это просто игрой. Такими вещами не шутят. Жаль, что он отошел от православия.

  2. И всё равно, сколько смотрю его картины, чувствую, что оригиналы дать могут другой эффект и восприятие. Много непонятного в этой книге, которая писалась несколько лет, а издалась в 1972 году. Беликов умолчал, промолчал, не вписал и т. п. лишь бы издание прошло цензуру. Но то что Рерих готовился в путь на Восток чётко прослеживается. Я даже хочу между 7 и 8 главой поместить свою статью о всех фактах из книги связанных с Востоком, но вот сейчас, прочтя ваш ответ, подумал:
    Может потом, закончив книгу сделать отдельную статейку. Не знаю, пока раздумываю.
    Связей было много, способностей тоже, умения работать, судя по всему тоже… но всё это было не главное. Вот в чём дело. Всё подчинено основной цели. Так ведь и получилось.
    Завещание тоже очень правдоподобно и соответствует его логике продумывания всего. Ну, да не всего, но здесь он предусмотрел вроде всё правильно.

  3. Да, думаю, что Беликов что-то не договаривает, потому что возникает много вопросов. хорошо бы почитать Вашу статью как дополнение к книге. Но наверное, Вы правы, уже после окончания Беликова.

  4. Очень интересно. Спасибо, жду следующих глав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif