Николай Константинович Рерих. Глава пятая.

АЛТАИЧ

(К 140 – летию со Дня Рождения).

Продолжение.

V. «Чаруя мифом, влечёт нас мудрость…»

1

В 1903 – 1904 годах Рерихи посетили более 40 городов России: Ярославль, Кострома, Казань и Нижний Новгород, Владимир, Суздаль и Юрьев – Польский, Ростов Великий и Смоленск, Вильна и Изборск, Псков и др.

Для творчества всё было нужно и интересно: обычаи, народная музыка, одежда, архитектура…

2

Была создана большая серия, около 90 произведений – архитектурных этюдов. По замыслу художника она должна была запечатлеть каменную летопись страны и увековечить характер народа – строителя. Зимой 1904 года эта серия была выставлена на специальной выставке «Памятники художественной старины» и имела большой успех. Правительство России приняло решение приобрести всю серию для Русского музея, но начавшаяся война с Японией помешала этому «благому» намерению.

*Вот так войны мешают сохранению и охранению культурных ценностей. Деньги ведь сразу понадобились на «массовые убийства». Где там думать об искусстве? Об этом как раз впоследствии писал Рерих в статье «Сравнение», глава 52  том 11, названного им «Нерушимое».

Вставка.    

23 мая 1935 года, Цаган Куре (Монголия)

«…Доктор Хассельман, проезжий врач из Манилы, справедливо жаловался нам на стеснение средств для научных изысканий…».

Причём на обычные изыскания деньги ещё выделяются, но, если это что – то новое не шаблонное, то денег не выделяют вовсе. Хотя появляются новые болезни, новые наблюдения, требуются новые методы борьбы. Казалось бы, столько самих больных и их родственников, заинтересованы в новых возможных исследованиях болезней, но на самом деле всё остаётся в тех рутинных рамках, что уже имеются. К примеру, рак.

«…Даже, когда существуют примеры излечения рака в некоторых особых местностях и это засвидетельствовано врачами, и то рутинное воззрение препятствует поискам…»     

Обычно сейчас говорят, что во времена кризиса, который сейчас имеет место быть, ни о чём новом думать нельзя. Но не странно ли, что огромные, неисчислимые средства тратятся на смертоубийственные цели, а на целительные – средств нет.

«…Журнал «Нейшен» даёт, под названием «Танец смерти», любопытную сводку данных, касающихся этого года… 

на военные нужды потребуется:

Лондон – 124.250.000 фунтов;

Япония –   490.000.000  иен – армия; 530.000.000 иен – флот; итого – 1 млрд. 20 млн. иен;

Москва – 6,5 млрд. рублей, увеличивая армию почти вдвое;

Вашингтон – 318.699.000 долларов;

Париж – огромные затраты на новые укрепления и постройку гигантских военных судов;

Берлин – образуется новая полумиллионная армия, требующая соответствующих расходов…».

Соответственно и в других государствах возникают экстренные расходы на всякие военные нужды: увеличение вооружения, строительство баз, укреплений и т. п.

«…Итак, цифры говорят сами за себя. Действительно, если так спешно развивается братоубийственная надобность, то где же думать о новых путях к сохранению человеческой жизни…».  

В таком состоянии меры целительные и созидательные могут показаться несвоевременными…

А в дальнейшем большинство этюдов этой серии постигла незавидная участь. Некий коммерсант Гринвальд в 1906 году задумал устроить выставку в Америке, где впервые был бы представлен русский отдел. Для этого было собрано около 800 картин известных художников, в том числе 75 произведений Рериха. Коммерсант умудрился не заплатить какую – то пошлину и все произведения были конфискованы и назначены к продаже с торгов.

*Каково? Американцы, то есть люди, собравшиеся со всего Старого Света под звёздатчатым флагом (или «звезданутым». – не знаю, как правильно будет, Алтаич), изначально были хищниками, готовыми ради денег на всё. А попросту говоря, ворюги они были по своей натуре всегда.

Возмущение художников достигло и ушей «высочайшего имени». Тот отписал – «следует помочь художникам». Министерство «высочайшую» резолюцию не поняло:

«Как помочь?»

Второй запрос русскому царю Николай II показался царю докучливым и он написал на запросе – «Отказать».

*Вот вам и царь – батюшка! Скучно стало объяснять или некогда.

Да, зачем ему всё это тогда. Ему думать надо было над проблемами аж всей России, а тут какие – то картины, художники…

Таким образом, американская таможня быстренько продала все 800 картин, которые разошлись по США и Южной Америке.

Судьба части этюдов сложилась так: 35 попали в Оклендский художественный музей в Калифорнии, а в 1963 году были переданы Нью – Йоркскому музею им. Н. К. Рериха.

*Всё – таки хоть часть, и не при жизни создателя, но обрели своё законное место. Ведь ценность их заключается ещё в том, что большинство архитектурных ансамблей, изображённых Рерихом, были разрушены во время войны 1941 – 1945 годов. И от объектов ничего не осталось, кроме этих эскизов.   

Кроме той обширной поездки по городам, чета Рерихов впервые посетила имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Имение Талашкино находилось в 15 километрах от Смоленска и распологалось на холме среди дубов, клёнов и берёз. Его владелица училась у Репина, в школе технического рисования Штиглица, в Париже и Италии. Княгиня была человеком большой культуры и широкого кругозора. В конце 90-х годов она создала смоленскую рисовальную школу, в Талашкино – художественную мастерскую, в которой молодёжь обучалась художественным ремёслам: рисованию, композиции, лепке, вышивке, резьбе по дереву…

В Москве открыла специальный магазин «Родник» через который изделия талашкинских мастеров реализовывались и вскоре получили широкую известность.

Имение привлекало многих русских художников, а Мария Клавдиевна часто общалась и обращалась за советами к известным художникам: Репину, Врубелю, Серову и Бенуа, Коровину и Левитану, Малютину и Билибину, Якунчиковой, Е. Поленовой…

3 Тенишева М. К

Княгиня Тенишева Мария Клавдиевна  1858 – 1928

*Мне хочется дать больше информации об этой замечательной женщине, а  потому эта

Вставка.

Мария Клавдиевна Тенишева, урождённая Пятковская, а по отчиму ещё и – Мария Морицовна фон Дезен и в первом браке – Николаева родилась 20 мая 1858 года в Петербурге.

*Вот сколько фамилий, а то и больше, вполне официально может иметь женщина.

Русская дворянка, общественный деятель, художник – эмальер, педагог, меценат и коллекционер.

Первый брак длился недолго. Мария с маленькой дочкой, тоже названной Марией, уезжает в Париж, где учится пению у знаменитого Маркези. У неё было прекрасное сопрано. Вернувшись в Россию, вскоре, в 1892 году Мария вступила во второй брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым – крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённое князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии, на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа, а также организованы ремесленное училище близ Бежицкого завода, первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года, столовая и клуб для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал И. Е. Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске (1896—1899). Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала совместно с  С. И. Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

4 Тенишева Репин 1896

Работа И. Е. Репина. 1896 год

Заветной мечтой Тенишевой было эмалевое дело. Именно благодаря её трудам и исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и, во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно – прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой первого в России музея этнографии и русского декоративно – прикладного искусства «Русская старина» в Смоленске, созданного в 1911 году.

Тогда же она была удостоена звания почётной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино – родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк – Четвертинской, подруги детства.  Его Тенишевы приобрели в 1893 году с условием, что управление имением остаётся в прежних руках.

Две подруги воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно –  развития сельского хозяйства.

В 1894 году Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Фленово и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

После 26 марта 1919 года  Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк – Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой — «Впечатления моей жизни. Воспоминания» — охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 года.

*Вот так. Ни советской власти, ни крестьянам после 17-го года не понадобились ни передовые достижения аграрной науки, ни начатые и дававшие результаты обучения фермеров…

«…Мы наш, мы новый мир построим…

Но, сначала уничтожим старый…

А потом уже на его обломках будем строить нечто…

Построили?..»

Поэтому революции кровавые или бескровные несут одни беды не только отдельным людям, слоям населения, но и народу, обществу в целом всегда, во всём и везде! Несомненно, и это тоже Закон!

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в возрасте 76 лет в парижском пригороде Сен – Клу, прожив, однозначно, очень полезную жизнь.

В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал:

«Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Но продолжим.

Рерих, побывав в Талашкино, писал, что «…видно душевной потребностью двинулась деятельность княгини и талашкинских школ…» и ещё

«…вдали от городской заразы творит народ без рабского угодства и фабричного клейма, творит любовно и досужно…

…в молодёжи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером… 

Некогда бежать в винную лавку и без неё верится празднику, когда вокруг столько занятного, уносящего от будней».

*Кстати Николай Константинович Рерих называл Марию Клавдиевну Талашкину «Настоящей Марфой – Посадницей».

Почему? Я так и не понял, даже прочитав краткую биографическую справку о жене новгородского посадника Марфе Борецкой, которая принимала прямое участие в событиях времён царя Ивана III, когда Великий Новгород пытался выйти из зависимости Москвы и присоединиться к Литве.

В чём Николай Рерих нашёл общее между Марией Тенишевой и Марфой Борецкой?

Рерих своевременно затронул вопрос о государственной важности эстетического воспитания народа. С термином «прикладное искусство» он был решительно не согласен, говоря, что пуговица, изготовленная Бенвенуто Челлини, заслуживает более высокой оценки, чем посредственная живопись или скульптура. Искусство неделимо.

Здесь в мастерских по эскизам Рериха были изготовлены диван, стол, книжный шкаф и кресло для комнаты музея, где стену должны были украсить три фриза на тему «Север. Охота». Предметы эти поражали своей музейной уникальностью и Рерих в них выразил себя, как учёный более, чем как художник. К тому времени Рерих успел сделать открытия на территории Новгородской и Тверской губерний. Найденные им на озере Пирос неолитические фигурки человека вызвали сенсацию в научном мире. На археологическом съезде во Франции в 1905 году его находки специалисты сравнили с классическими изделиями Египта. И тут не было без накладок: профессор Веселовский Н. И. объявил находки подделками, но сам с группой студентов, продолжая раскопки Рериха на следующий год, вынужден был подтвердить подлинность тех находок.

*Интересно, извинился учёный или такое поведение в научных кругах, которое мы тоже наблюдали и наблюдаем в настоящем, присуще было учёным и того времени? Конечно, присуще всегда и во все времена. Чего я вопрос задаю!

Вообще Рерих был не согласен с делением человеческой культуры на каменный, бронзовый и железный век и писал, что это деление нужно признавать весьма условным. Не только материал орудий труда, но и характер труда, и совокупность быта должны браться во внимание.

Кстати, забегая немного вперёд, в 1910 году им были проделаны плодотворные работы при раскопках в Новгороде. Им были обнаружены 7 городских наслоений, древнейшее из которых датировалось IX веком.

С этими раскопками связан характерный случай из русского (российского) отношения к своему культурному наследию. Николай Константинович хотел сохранить для будущего разрез всех культурных слоёв. Для этого надо было провести ряд технических работ, в том числе укрепить уже выкопанную траншею. Для работ было всё в наличии – деньги, рабочие. Нужно было получить разрешение губернатора. Но в ответ он получил отказ и разъяснение, что на пустыре, где велись раскопки, ходят свиньи и они могут упасть в канаву.

Так, на «свинстве», всё и кончилось. Пришлось последние деньги истратить на закапывание траншеи.

В своих археологических исследованиях, последовательном изучении материалов от древних к близким эпохам, Николай Рерих пришёл к выводу – в течение многих веков восточные влияния на Русь были более действенны, чем западные. Следовательно, нужно изучать именно восточные влияния. Восток всё больше и больше занимает его мысли.

*Рериху к этому времени около 30 – 35 лет.

Кроме того Николай Константинович решительно выступал против того, что прогресс в России начался с деятельности Петра I. Он говорил, что допетровская Россия во многих отношениях не уступала западной культуре и цивилизации.

Эту же идею он воплощает в живописи. Его картины: «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Задумывают одежду» (1908), «Собирают дань» (1908) повествуют о быте, укладе, развитом общественном устройстве и разнообразном труде.

«Строят ладьи» 1903 год

«Славяне на Днепре» 1905 год

7

«Собирают дань» 1908 год

8

«Задумывают одежду» 1908 год.

9 Задумывают одежду (Каменный век) 1908

В 1904 году Рерих получил приглашение провести выставку в Праге от общества «Манес». Это было почётно для молодого художника. Весной 1905 года выставка открылась, и картины Рериха получили высокую оценку в пражских газетах. Сам он на открытии не был в связи со служебными делами.

События, произошедшие в России в 1905 году, Рерих воспринял по – своему. Он был далёк от революционного движения. Понимая, что бедственное положение народа надо изменять и улучшать, он считал, что есть одна сила – искусство, которая может изменить как человека, так и общественную жизнь.

*Запомним это читатель! Никакие революции, бунты, войны не интересовали Николая Рериха ни в юности, в молодости, ни в зрелом возрасте, как практический способ переустройства мира или, как практическая возможность восстановления справедливости, благоденствия, перераспределения благ и тому подобная чушь.  

Весной 1906 года Рериха назначают директором школы Общества поощрения художеств, несмотря на противодействия графа И. И. Толстого (гофмейстер двора его величества, вице – президент Академии художеств, министр просвещения и «правая» рука великого князя Владимира Александровича) и М. П. Боткина.

Вставка.

10 Граф И. И. Толстой

Граф Иван Иванович Толстой  (1858 – 1916) – государственный деятель, министр народного просвещения Российской империи в 1905 – 1906, городской голова Петербурга в 1912 -1916, нумизмат и археолог. С 1911 года председатель Российского общества нумизматов. Брат искусствоведа  Д. И. Толстого, отец академика И. И. Толстого.

11 Боткин М. П

Михаил Петрович Боткин (1839 – 1914) – русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат. Тайный советник (1905).

Рерих выезжает за границу для ознакомления с опытом художественного образования в Италии, Франции, Германии, Швеции. Вернувшись в Россию осенью того же года он принимается за реорганизацию школы.

Для противодействия довольно влиятельным недругам, Толстому и Боткину, он заручился поддержкой принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, которая была председательницей Общества поощрения художеств.

Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Романова,  герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская – член Российского императорского дома (с титулом «Императорское высочество»).

12 LeichtenbergEugenie

20 марта (1 апреля) 1845, Санкт – Петербург – 4 мая 1925, Биарриц, Франция.

Через несколько лет школа преобразовалась настолько, что Александр Бенуа назвал это – чудом. Но это была последовательная, терпеливая и упорная работа одного человека, который ставил цель и неукоснительно шёл к ней.

И особенно много терпения, но вместе с принципиальной настойчивостью, Рериху приходилось проявлять при общении с влиятельными, знатными персонами, «высокими покровителями», то и дело лезущими со своими нравоучениями, пожеланиями, вопросами и придирками, которые при их абсолютном непрофессионализме выглядели, мягко говоря, «ни к селу, ни к городу».

*Тяжело же ему было в общении с подобными влиятельными особами. Но в то же время, это были его «институты» общения с людьми разного рода, сорта, положения…

С чего же Николай Константинович начал обновление школы? С обновления преподавательского состава.

Он пригласил в школу В. Матэ, Я. Ционголинского, И. Андрелетти, Г. Малышева, И. Билибина, К. Вроблёвского, В. Шуко, А. Щусева, Д. Тюлина и др.

Восстановил регулярные заседания педагогического совета и коллегиальное обсуждение всех важных вопросов.

Выносил на обсуждение идеи реформирования, которые долго прорабатывал сам и советовался с двумя – тремя близкими товарищами, а потом ещё дополнительно выслушивал замечания в «неофициальной обстановке» от других преподавателей.

Расширил программы обучения в классах, где готовились специалисты для художественной промышленности.

При нём открылись классы графики, медальерного искусства, анималистики, а классы керамики, живописи по фарфору и фаянсу он преобразовал в мастерские.

Были введены уроки хорового пения, музыки, а также общехудожественного образования. Последнее повышало культурный уровень учащихся.

Устраивались экскурсии в Новгород, Псков, посещение музеев.

Дана была свобода преподавателям в творческой инициативе, что намного воодушевляло их своим делом и положительно влияло на учеников.

Двери школы были открыты для всех слоёв населения. Для всех, кто хотел приобщиться к миру искусства.

Особое внимание уделялось пригородным отделениям мастерских и воскресных классов.

При Рерихе школа Общества поощрения художеств становится одной из самых крупных и демократических учебных заведений России.

 Но, кроме организаторской работы, Рерих находил время преподавать, обычно ведя класс композиции.

В то же время он обдумывал планы приобщения народа к настоящему большому искусству и тем самым преобразование жизненного уклада народа.

*Вот это, по – видимому, и было одно из направлений «культурной революции», которая нужна была России вместо войн и социальных революций, коими жизнь государства Российского была наполнена сверх меры.  

В то же время Рерих стал работать и для театра. Известный антрепренёр и театрал Н. Б. Дризен предложил ему оформить некоторые постановки в петербургском «Старинном театре». Любовь к музыке, театру сблизили Рериха со многими композиторами, музыкантами, актёрами и певцами. Такими, как:

Н. Римский – Корсаков, А. Лядов, С. Прокофьев, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, В. Завадский, К. Станиславский.

Елена Ивановна, в свою очередь, помогала расширять этот круг знакомств так как:

во – первых серьёзно занималась музыкой и была прекрасной пианисткой; ну, а во – вторых, как говорилось выше, она всё же приходилась двоюродной племянницей композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

*И, хотя Рериха с Мусоргским познакомил Стасов, который был почитателем этого русского гения, но ведь родство со стороны жены – тоже немаловажный факт и «работал» на пользу Николая Константиновича.

В начале XX века театральная живопись в России переживала расцвет. Заслуга этого принадлежит, опять в который раз Обществу «Мир искусств». И, если раньше декорации на сцене русского театра не менялись, их даже называли «дежурные декорации», которыми пользовались до полного износа, то уже участники Мамонтовского театра в Абрамцево стали отходить от этого. Потом переняли этот принцип и другие частные и государственные театры. Над декорациями к спектаклям, костюмами, сценическим реквизитом стали работать крупные художники: К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серов, Л. Бакст и другие. Художник в театре стал полноправным и значительным лицом.

Рерих свою первую работу – эскизы к постановке спектакля «Девассари Абунту» на сцене не увидел. Спектакль не состоялся, но эскизы он использовал впоследствии для картин. Затем были его работы к мистерии «Три волхва», опере Вагнера «Валькирия»…

Заслуженный успех выпал Рериху в первый «русский сезон» в Парижском театре «Шатле». Это происходило в 1909 году, когда Дягилев вынес достижения российского искусства на суд французской публики.

Звучала музыка Мусоргского, Глинки, Римского – Корсакова, Бородина, Чайковского.

Пели Шаляпин, Смирнов, Алчевский.

Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский.

Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бакста, Бенуа, Коровина, Рериха.

В оформлении Рерихом шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина и «Псковитянка» Римского – Корсакова.

Французские художники были в восторге от декораций, красок. Художник Морис Дени на одном из спектаклей сказал,

–  Я только что вернулся из России, и у них везде так!

Другой художник, Жак Бланш писал в газете «Фигаро»,

– Я не имею честь лично знать господина Рериха… Я сужу по декорациям в «Шатле» и то, что я видел, переносит меня в музеи, на всём видно глубочайшее изучение истории, и во всём этом нет обыденщины, банальности и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика…

*Да, что – что историей, исторической достоверностью, исторической обстоятельностью своих работ Рерих занимался с позиции учёного и, сколько трудов это ему стоило, наверное, никто в то время даже  приблизительно представить себе не мог.

13

1908 – 1909 годы отмечены для Рериха работами над эскизами «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны» для оперы «Князя Игоря», которую поставили в Лондоне в 1914 году. Эта постановка запомнилась по встречам с известным режиссёром Саниным и Шаляпиным.

Вставка.

 Фёдор Иванович Шаляпин.

1(13) февраля 1873, Казань – 12 апреля 1938, Париж.

Русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918 – 1927). Звание возвращено в 1991 году.

В 1918 – 1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имел репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

65c24109* Александр Акимович Санин (настоящая фамилия – Шёнберг) – 1869 – 1856, родился в Москве, умер в Риме, эмигрировав из ещё советской России в 1922. Но, до конца жизни визы на въезд назад так и не получил.

О нём нужен бы отдельный рассказ, но я ограничусь только вот таким эпизодом,

В 1902 г. по предложению промышленника и мецената Саввы Морозова Художественный театр был реорганизован в товарищество, пайщиками которого стали наиболее видные работники театра. В состав пайщиков по настоянию Саввы Тимофеевича Морозова не были приняты Александр Санин и Всеволод Мейерхольд как люди нерусского происхождения, о чем с возмущением писал Антон Павлович Чехов. Оскорбительный для Санина эпизод закончился его уходом из театра в том же году.

Рерих писал,

– Труден был Фёдор Иванович (Шаляпин), никогда не знаешь, к чему придерётся. Груб был, но ко мне всегда относился ласково. Оценил мой скифо – монгольский костюм. Умел и надеть его.         

*Маленькая моя пометка:

груб вот со всеми был Шаляпин, а с Н. К. – «всегда ласков».

Но ведь и другие были не менее талантливые. Или Рерих пишет про грубость великого певца к «обслуживающему персоналу?» Так нет же, причём здесь обслуга? Тогда почему к Рериху ласковое отношение? Рериху в 1914-ом – 38. Шаляпину – 39 – почти ровесники.

Понравилось всё, что представил Рерих? Знал о нём и его биографии, связях, родстве…?  Увидел в нём, «погодке», то, что не рассмотрели к тому времени в нём другие? Или всё вместе, но вдобавок ещё умение Рериха общаться с разного рода людьми, не отходя и не преступая своих внутренних принципов поведения и общения.

 Много времени и любви Николай Константинович уделил ещё одной постановке – «Снегурочка» Римского – Корсакова. Постановка спектакля в декорациях Рериха впервые была в Париже в 1908 году, вторая – в 1912 в Петербурге и третья – в Чикаго в 1922 году. Обычно Рерих сам выбирал художников, которые исполняли его замысел. Но бывало и так, как с постановкой в Петербурге. В отсутствии Рериха исполнение попало в руки безответственных людей, исказивших замысел художника. В результате Рерих даже написал в газету о своей непричастности к спектаклю. В 1912 году Станиславский и Немирович – Данченко предложили Рериху оформить постановку драмы Ибсена «Пер Гюнт» в Московском Художественном театре.

Особое место среди театральных работ Рериха занимает балет на музыку Стравинского «Весна священная». В этом балете кроме декораций и художественного оформления, Рерих являлся и автором либретто. Несмотря на то, что первая постановка в Петербурге в мае 1913 года «провалилась», через год эта музыка была возвеличена Парижем так, что Дягилев называл её «Девятой симфонией нового времени».

Таким образом, Рерих наряду с художниками Бенуа, Бакстом, Коровиным и Головиным внёс много нового и интересного в театральную жизнь. Кроме того он способствовал успеху дягилевских «Русских салонов» во Франции.

продолжение следует…

 село Алтайское

22 августа 2014 года

Алтаич

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif