Николай Константинович Рерих. Глава одиннадцатая. (последняя)

АЛТАИЧ

 

 

 

XI. «Быть бы с ними…»

Н. К. Рерих. 1947 год.

По подсчётам самого Рериха, его жизнь распределилась так:

сорок два года – Россия; семнадцать – Индия; два – Финляндия; три – Америка; два – Китай; полтора – Тибет; один – Монголия; один – Франция; год с четвертью – Англия; полгода – Швеция; полгода – Швейцария; четверть года – Италия.

Кроме того он бывал: в Германии, Голландии, Бельгии, Египте, Джибути, Японии, Гонконге, на Цейлоне, Яве, Бали, Филипиннах.

*Этот расчёт сделан Рерихом в 72 года.

Ещё в 1926 году, когда Рерих кратковременно побывал в Москве, ему задавали вопрос:

– Николай Константинович, вы что – решили совсем перебраться на Родину?

Рерих отвечал на это так:

– Но ведь я же и не перебирался за границу. Я путешествовал и намечаю новые путешествия, а совсем уезжать из России – такого вообще не приходило мне в голову.

*А что он мог ответить на вопросы знакомых людей, которые прожили всё это время в России, а он всё это время путешествовал по всему свету.

После последней экспедиции 1934 – 1935 года Рерих начал готовиться к отъезду в Россию и уже не покидал Индию. Это было довольно сложно, чем кажется, на первый взгляд. Он не хотел сворачивать свою деятельность за границей, связанную и с институтом «Урусвати», и с международным пактом охраны культурных ценностей.

Он понимал, что стоит только ему переселиться в Советский Союз, как сразу нашлись бы охотники нанести удар по всей его зарубежной деятельности.

*Прекрасно ведь знал, что врагов его общественной деятельности много, а сил мало…

С оформлением переезда тоже была проблема, так как дипломатических представителей в Индии не было, а заниматься этим через Лондон было бесполезно.

Среди многих государств, с которыми имел дело Рерих, он особо выделял Прибалтийские страны, в частности это Латвия. К концу тридцатых годов в Рижском музее имени Рериха насчитывалось уже сорок его полотен. Такие как:

«Брахмапутра» (1932)

2 Брахмапутра. 1932 год

*Под таким названием у него несколько картин, написанных им позже.

Твердыня Тибета (1932)

3 Твердыня Тибета. 1932 год. 24 Твердыня Тибета. 1932 год5 Твердыня Тибета. Басго. 1932 год

«Кулута» (1937).

6 Кулута. 1937 год

*Под этим названием я нашёл ещё девять картин Рериха 1933, 1935, 1936, 1937 и  1944 годов. То есть художник возвращался к этому сюжету не один раз. Но я покажу здесь ещё два варианта, написанных им позже и не в таких тёмно-синих тонах.

Кулута – это второе название местности, которая в тексте именуется долиной Кулу.

«Кулута. Горы перед рассветом» 1935 год. 

7 Кулута. Горы перед рассветом. 1935 год

«Кулута. Гималаи. Малиновая вершина на закате». 1944 год.

8 Кулута. Гималаи. Малиновая вершина на закате. 1944 год

При музее работали секции культурно – просветительского направления, существовал отдел произведений прибалтийских художников, организовывалось издательское дело.

Вставка.

В этом деле, по-видимому большую роль играл сторонник и последователь рериховского учения Рихард Яковлевич Рудзитис  (1898 – 1960). С 1936 года он по настоянию семьи Рерихов становится председателем Латвийского общества Рериха. О нём я немного написал в статье «Художница Илзе Рудзите» части I – II

http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1913,                  

http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=1932

Переписка Рериха с Прибалтикой показывает трезвость его взглядов на политическое положение, а также близость к России была удобной для создания перевалочной базы при переезде из Индии в Россию. Он даже в одном из писем от 24 августа 1938 года к членам правления Рижского музея, запрашивал о возможности пересылки из Индии в Ригу всех своих архивов и размещения их в Рижском музее…

*Ну, где же трезвая оценка обстановки? Не понимаю. Зная, что происходит в мире, Рерих всё же имел желание перебросить свой архив в Европу. Или он не понимал, что «в воздухе пахнет войной?»

В самой Индии Николай Константинович пользовался огромной популярностью. Рерих настолько освоился с традиционным индийским мировосприятием, что его принимали за своего, как простые люди долины Кулу, так и видные деятели страны. Выставки Николая Константиновича в различных городах Индии посещало большое количество людей. Музеи приобретали его картины. В индийских журналах и газетах систематически появлялись статьи Рериха и публикации о нем самом. Причем к имени художника обычно прибавлялось “Гуру” или даже “Гурудев” (великий учитель).

Многочисленные художественные и научные съезды и конференции считали своим долгом посылать приглашения или приветствовать маститого художника и ученого.

*То есть проблем житейских у Николая Константиновича в Индии не было? Никаких?!

Как то Рерих написал в одном из писем:

«Приходится иногда получать послания с любопытными обращениями вроде «Благословенное Божество», а последний санскритский конгресс в Бенаресе адресовал мне свое обращение «Святому Индии». Так что постоянно приходится улыбаться на такие метафоры”.

Трудовая деятельность Рериха, после возвращения его из последней экспедиции, продолжалась, как обычно. С 1936 по 1947 год Рерих написал 750 очерков для подборки «Моя жизнь. Листы дневника».

Этот цикл, неся автобиографический характер, всё же содержит в основном размышления о задачах науки и искусства. Много места он в своих трудах уделял этике.

Мерилом духовной и интеллектуальной полноценности Рерих называл «живую этику» – этика повседневного поведения человека, осознавшего свою ответственность перед обществом. Он настаивал на ежедневной этико – воспитательной работе.

«Вне конкретных целей, обновляемых с каждой эпохой, понятия долга, добра, чести, достоинства, совести, счастья сами по себе бессодержательны».

Рерих не особенно доверял призыву к добротворчеству «вообще». Просвещённый гуманизм не человеколюбие «вообще», а целенаправленный образ действия «во имя любви к людям». Осуждая привязанность к собственности, он осуждал бесполезный аскетизм. Воспевая радость бытия, предостерегал о беспечности. Воздавая дань бесстрашию, порицал безрассудство. Выдвигая на первое место верность долгу, не призывал к слепому подчинению, каким бы то ни было догмам.

 В оценках человеческого поведения он выделял два основных критерия – вполне осознанного намерения и общеполезности.

В очерке «Мир движется» он написал:

«…Недавно мы спросили у одного деятеля,

– Что такое демократия?

Тот рассмеялся и ответил,

– Это то, что в данное время удобно.

Значит понятие расплывчато. Но, социальный строй это уже определительнее (под социальным Рерих называет социалистический, – прим. автора). Деятель социального строя, прежде всего, добрый, отзывчивый, труженик общего блага…».

Рерих считал обречённым на гибель общество, построенное на власти денег. Он часто указывал, что сундук сбережений – наиболее коварный враг духовной эволюции человека и губительной психологии собственничества противопоставлял коллективный труд.

Качество труда без эгоизма, в постоянном самоусовершенствовании разрешит многие финансовые проблемы.

Давно уже самоочевидны его гуманизм и этическое направление его искусства. О картинах Рериха можно размышлять, их можно обсуждать, находя в них потаённый смысл, черпать из них достоверные сведения об историческом прошлом или просто любоваться.

Количество произведений, созданное Рерихом, ещё точно не подсчитано. В списках, которые вёл он сам с 1937 по 1947 год, их числится больше полутора тысяч названий. Но есть картины этого же периода не занесённые Николаем Константиновичем в этот список.

Влияние запада не коснулось его творчества. Скорее его творчество повлияло на некоторых западных и восточных художников. Сам он говорил:

«…Сюрреализм и большинство всяких «измов» не имеют путей в будущее. Можно проследить, что человечество, когда наступали сроки, возвращались к так называемому реализму. Под этим названием предполагалось изображение действительности… 

Вместо блуждания в трущобах непонятностей народ хочет познать и отобразить действительность…».

Русский раздел зарубежного творчества Рериха до сих пор недостаточно изучен.

Им были созданы картины:

«Двор. Старый Новгород», «Новгородская церковь», «Двор Садко», «Священная роща», «Русская изба», Ярилина долина», Св. Глеб», «Св. Николай», замечательная серия «Санкта».

В тридцатые годы – «Сергий. Часовня на путях», «Новгородский храм», «Храм Сергия», «Св. Сергий», «Сергиева пустынь», «Звенигород», «На подвиг», «Святогор», «Настасья Микулична».

В сороковые – «Александр Невский», «Богатыри проснулись», «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Новгородский погост» и многие, многие другие.

*Некоторые из них вы можете посмотреть ниже.

 «Часовня св. Сергия на перепутье». (1931) 

10 Часовня Св. Сергия на перепутье. 1931 год

«Звенигород». (1933).

10-1 Звенигород. 1933 год

«Сергиева пустынь» (1933)

12 Сергиева пустынь. 1936 год

 «Сергиева пустынь» (1936).

12 Сергиева пустынь. 1936 год

«Святогор». (1938).

12-1 Святогор. 1938 год

«Богатыри проснулись». (1940).

13 Богатыри проснулись. 1940 год

«Ярослав Мудрый». (1941).

14 Ярослав Мудрый. 1941 год

«Александр Невский». (Русская война) (1942).

15 Александр Невский (Русская война). 1942 год

Оценка Александра Николаевича Бенуа и сопоставление отечественного и зарубежного периодов творчества Рериха была в духе и взглядах самого Бенуа, который считал что художники типа Рериха, Гогена «…отправились рыскать по всему белому, жёлтому, чёрному свету, избаловавшись у себя дома…».

*Что-то Александр Бенуа в своих рассуждениях на расиста смахивает. Вам не кажется?

Поэтому он в творчестве Рериха ценным назвал ранний, отечественный период. Остальное всё «… мания величия, которая толкает Рериха на роль пророка, мессии, заставляя заниматься оккультизмом и, наконец, привела и заставила поселиться у подножия самых высоких гор, взирая на них не без чувства известного равенства…».

*Ах, как не хорошо Александр Николаевич. Завидовать. Вы то всего этого не испытали на себе. Питались слухами (читай – сплетнями, прим Алтаич). Зависть прямо брызжет из ваших строк Александр Николаевич (Бенуа), а сами ни разу не посетили выставку картин Рериха в Париже, и писали о его картинах, глядя на открытки с их изображением. Да и сами, поди, зависели в финансовом отношении от белоэмигрантской среды и печати в Париже. Откуда тогда может быть объективность суждения. Какие же «великие творцы» завистливыми были во все времена. Тем более поражает скромность Николая Константиновича. Их же это не поражало, а злило.

Хорошо и объективно написал Валентин Фёдорович Булгаков (кстати, он был секретарём у Л. Н. Толстого в последний год жизни Великого писателя, – прим. Алтаич):

«…Всецело принадлежавшему западу А. Бенуа было чуждо простое и глубокое правдолюбие поклонника Востока и горных стран Рериха. Всё, что для Рериха было естественно и неизбежно: бесплатная рассылка своих картин в музеи, пропаганде буддизма, стремление создание центров культуры и просветительства, международного договора об охране культурных ценностей во время войны и т. п. для А. Бенуа было чуждо, казалось никчёмным, несерьёзным, смешным…».

*Да, попадаются такие люди среди одарённых, талантливых, даже в какой-то мере независимых от внешних условий бытия. Но тем не менее, что не вызывает удивления, завистливых людей в менее «одарённой» и «неталантливой» среде, не меньше. Мне кажется, это всё же чаще не от одарённости зависит, а от внутренней культуры человека.

16  1933 НК и ЮН

Кулу. Индия.

Прогремели первые выстрелы второй мировой войны.

Рерих написал,

– Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года встретили перед ликом Гималаев. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие человеческое, и здесь сердце не допускает, что еще один земной ужас начался…

Прервались международные связи. Замолкли многие корреспонденты. Работа института «Урусвати», рассчитанная на сотрудничество с учёными разных стран остановилась. Замерла и деятельность культурно – просветительских учреждений, связанных с именем Рериха. Откладывалось возвращение на Родину.

Рерих пишет:

«…Грустно видеть, как обрубают все ветви работы. И не вырасти новым побегам. Будет что – то новое, но когда?»

В июле 1940 года Николай Константинович констатирует:

«Сперва мы оказались отрезанными от Вены, затем от Праги. Отсеклась Варшава… Постепенно стали трудными сношения с Прибалтикой. Швеция, Дания, Норвегия исчезли из переписки. Замолк Брюгге. Замолчали Белград, Загреб, Италия. Прикончился Париж. Америка оказалась за тридевять земель, и письма если вообще доходили, то плавали через окружные моря и долго гостили в цензуре… Дальний Восток примолк. Из Швейцарии Шауб-Кох еще двадцатого мая просил срочно прислать материалы для его книги. Но и Швейцария уже оказалась заколдованной страной. Всюду нельзя. И на Родину невозможно писать, а оттуда запрашивали о травах. Кто знает, какие письма пропали… Наконец, обнаружилось, что и в самой Индии началась цензура. Оказалось, что цензором в Кулу не кто иной, как местный полицейский. Вполне ли грамотен? Проявил он свой досмотр тем, что по небрежности вложил свою записку в письмо ко мне… Грустно видеть, как события обрубают все ветви работы. И не вырасти новым побегам на старых рубцах. Будет что-то новое, но когда?»

Ежедневно, включая радио, Рерих ждал роковых событий, и они пришли… Война Советского Союза с Германией.

В военные годы Рерих часто обращался к национальным героическим темам и образам.

Им созданы картины, в которых встречаются повторения в связи с тем, что ограбление Хоршем Нью-Йоркского музея и война уменьшили фонд, который Рерих хотел забрать с собой в СССР.

Здоровье Николая Константиновича с 1939 года (ему уже 65 лет, прим. – Алтаич) стало ухудшаться. Добавилась острая сердечная недостаточность. Но ничто не могло остановить его кипучую энергию.

16-1

Теперь он в открытую объявил себя сторонником нового общественного строя в России, выражал свои взгляды, публиковал статьи в поддержку СССР, много писал о научных и культурных достижениях народов СССР. Юрий Николаевич и Святослав Николаевич сразу же после начала военных действий на русском фронте трижды обращались в советское посольство в Великобритании с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии.

В Индии были проведены несколько выставок Николая Константиновича и Святослава Николаевича с их продажей. Большая часть вырученных денег была направлена на нужды Советского Красного Креста и Красной Армии.

К семидесятилетию Рериха (1944 год) издательство «Китабистан» (г. Аллахабад, Индия) подготовило сборник статей Рериха «Химават», гонорар за него весь пошёл в пользу Советского Красного Креста.

В этой четырнадцатой книге Рериха, изданной на иностранном языке были помещены и очерки военных лет, в специальном разделе «Россика».

В 1942 году Рерих принимал у себя Джавахарлала Неру с дочерью Индирой.

17

«Говорили об Индо – Русской ассоциации, – записал в дневнике Николай Константинович, – пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…».

Когда началась война Германии с СССР, Рерих обратился к своим старым сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух самых мощных держав в мире – СССР и США. Они откликнулись и в 1942 году была образована АРКА – Американо – Российская Культурная Ассоциация, в которую вошли многие известные деятели: Ч. Чаплин, Р. Кент, Э. Хемингуэй, П. Гедас, Э. Купер, В. Терещенко, С. Кусевицкий и другие. АРКА насчитывала сотни активных сотрудников. С первых же дней АРКА наладила отношения с ВОКС (Всесоюзное Общество Культурных Связей с заграницей – создано в 1925 году в СССР) и посольством СССР в Вашингтоне. Многие патриотические очерки Рериха доходили до Москвы именно таким путём: через АРКА и ВОКС.

Рерих во время войны использовал любую возможность быть полезным России, Родине. К исходу войны он начал опять заниматься оформлением спектаклей.

Проживавший в США балетмейстер Л. Мясин решил возобновить некоторые постановки и обратился к Рериху. Тот прислал эскизы: пять эскизов к «Весне Священной» и шесть к «Князю Игорю». И в 1945 году появляется новая картина «Весна Священная».

*Я нашёл два варианта этой картины и обе они датированы одним и тем же 1945 годом, Посмотрите обе.

18 Весна священная. 1945 год 119 Весна священная. 1945 год.

Окончилась война, и Рерих сразу же возобновляет работу по продвижению пакта. 6 декабря комитет пакта и «Знамени Мира» в Нью-Йорке возобновил свою работу. В течение 1946 года комитет возобновлял старые связи и привлекал новые силы. В этом же году Всеиндийская конференция культурного единства высказалась за признание пакта. Сразу же после войны Рерих начал хлопотать о переезде на Родину. Как только возобновилось сообщение самолётами, то и связь стала надёжнее. Юрий Николаевич и Святослав Николаевич часто бывали в Дели и встречались там с приезжавшими учёными и писателями из СССР. Иной раз некоторые из них приезжали в Кулу.

Рерих стал свидетелем исторических событий для Индии: в 1947 году Англия была вынуждена предоставить Индии права доминиона и страна встала на путь самостоятельного развития. Хотя разделение её на два государства (Индию и Пакистан) и, спровоцированная англичанами в связи с этим кровавая резня, омрачала это событие.

В июле 1947 обострились хронические болезни. Рериху был предписан постельный режим. Но в октябре он уже на ногах и лично занимается сборами в дорогу: упаковываются картины (свыше 400) для отправки в Бомбей, собираются архивы.

20

Николай Константинович с сыновьями.

Он начинает полотно – повторение картины «Приказ Учителя». Но закончить её уже не успевает.

«Приказ Учителя. 1931 год.

21 Приказ Учителя. 1931 год. 1

«Приказ Учителя». 1947 год. (последняя не оконченная картина Н. К. Рериха).

22 Приказ Учителя. 1947 год. 1

13 декабря 1947 года Николая Константиновича Рериха не стало. Через два дня был зажжён погребальный костёр у крутого горного склона. Позднее на это место был водружён большой камень.

*Я думаю, что эта Мантра «Великого знания» не испортит общее впечатление созданное повествованием о жизни и смерти Николая Константиновича Рериха, художника, учёного, философа, писателя, общественного деятеля…

Однажды вступившего на путь познания и так не успевшего вернуться на родную сторонку. 




23

На камне надпись:

«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 махгар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».

*Махариши – великий подвижник.

ОМ РАМ – словосочетание, употребляемое в конце или в начале молитвы, церемоний, торжественных обращений, книг, считается в Индии священным. 

Каменотёс, выбивший надпись, на обратной стороне камня добавил от себя –

«Этот осколок горного утёса был занесён сюда издалека».

*Не относятся ли эти слова простолюдина и к самому Николаю Константиновичу Рериху, который приехал издалека и всю жизнь провёл вдали от Родины, как тот осколок огромной каменной глыбы?  

 село Алтайское

3 октября 2014 года

Алтаич

Несколько слов от меня, лично.

Уважаемые! Вот и изложена последняя глава книги «Рерих», написанной Павлом Фёдоровичем Беликовым совместно с искусствоведом Валентиной Павловной Князевой. Конечно, сейчас мне стало ясно, что изложение не заменит саму книгу. Её нужно читать, если есть желание более подробно узнать о том, как Павел Фёдорович излагал о публицистической деятельности Рериха, или трактовку Валентины Павловны о содержании некоторых картин Рериха, представленных в книге, или более детальное описание экспедиций Рериха, или, наконец, хотя бы для того, чтобы найти самому вопросы, которые требуют ответа. Но, это всё – при желании.

У меня, когда я начинал читать книгу Беликова, был один вопрос, на который книга мне ответа не дала. Зато после её прочтения появилось множество.

И вместе с тем, появилось желание идти дальше. Думаю, что следует заняться изучением материалов, написанных другими авторами о Н. К. Рерихе и его семье. Ценность же книги П. Ф. Беликова заключается ещё в том, что главным рецензентом его труда был сын Николая Константиновича, Святослав Николаевич, который уже лучше представлял советскую действительность и советскую цензуру 70-х годов.

А слова, сказанные о П. Ф. Беликове, увеличивают ценность и правдивость книги:

«Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране…

В прошлом, когда у нас о Рерихе ещё почти ничего не знали, он проложил путь к изучению его жизни и творчества, приблизил его к нам…» 

Исследователь творчества семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества Н. Д. Спирина.

Если у меня будет получаться, то по мере возможности буду излагать неизвестное, упущенное или специально скрытое, не написанное П. Ф. Беликовым, в книге о Н. К. Рерихе.

Но это уже не будет выдаваться мною на странице «Алтай – жемчужина России», так как выходит за пределы тематики самой страницы.

На этом я думаю заканчивать своё послесловие, и остаётся лишь выдать Заключение», взятое практически дословно из книги.

 

 

Николай Константинович Рерих. Глава одиннадцатая. (последняя): 6 комментариев

  1. Абсолютно согласна с оценкй А.Бенуя творчества Рериха. Манией величия страдал Ваш Рерих. И Ваши публикации о нем только подтверждают эту точку зрения!!! Не любил он Россию, а только рядился в православие, от которого быстро и откзался, как только появилась возможность. Где уж тут русскость?

  2. Доброго здравия! Да, врагов у Рериха было много. Ненавистников тоже. Кстати, мои публикации не говорят о моей точке зрения в некоторых вопросах. В частности о православии, так как я уже писал: не занимаюсь я религиозными вопросами и не русский я, как и многие, живущие в России. Меня интересовала его судьба и скрытые возможности, о которых Беликов написал мало, а сейчас читая и перечитывая потихоньку его две книги, а доберусь и до Дневников, встречаю упоминания о необычном. Ну, и ещё интересовала его судьба в сравнении с моей. Вот и всё. Про Бенуа тоже не скажу ничего, кроме того, что сказал. Но господ и эмигрантов не люблю: тронуть не трону, но руку может и не подам. Так что меня не беспокоит русскость Николая Константиновича. Меня привлекает целеустремлённость, упорство, трудолюбие, доброжелательность и стойкость, чего во многих “русских” нет и не было. Читайте заключительную главу и слушайте Мантру. Я их много скачал и слушаю теперь иногда. Некогда…

  3. Масоном был ваш Рерих…это ведь он нарисовал эскиз купюры доллара, где обозначено “всевидящее око”. А все масоны были врагами России…

  4. Первое, он не мой и не наш, он свой. Ваше недоброжелательство чувствуется уже в первой фразе. Второе, я читал и даже оставил у себя рассказ о нарисованном долларе. Могу сказать, к примеру, что Че Гевара был еврей по матери, российского происхождения. Информация взята не из интернета, где гуляет всё что ни попадя. Третье, врагов у России всегда было и есть, и будет много, но самый главный враг – это мы, наше сознание, наша учёность, наше отношение ко всему, что непонятно и обывательская позиция в вопросах, которые непонятны.
    Ну, а всё остальное можно прочитать, познать при внимательном изучении… нет не надо всякие йоги изучать. Читать нужно рериховские дневники об экспедициях, рассказы искусствоведов о его картинах, смотреть их и т. д.
    Мне тоже кое-что не нравится в том, что написано в книге Беликова, но я ведь указал год издания. Но то, что он даже совершил чисто в плане путешествий уже привлекает меня, как человека знающего дикую природу не из окна кабинета, не на туристской тропе или на дачном участке.
    С уважением Алтаич.

  5. Для меня важно именно то, что он был масоном…
    Вам это безразлично-ради бога, имеете право…
    а мне вот вспомнилось,всвязи с этим, что Гитлер
    тоже художником был…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif