Николай Константинович Рерих. Глава четвёртая. (К 140 – летию со Дня Рождения).

Продолжение.

voshod_2008-04-4(1874 – 1947)

IV. По намеченным вехам

«Бесконечный город работы…   и, кроме тишайшей природы, может быть, нигде нельзя так работать, как в Париже, – писал Рерих.

Посещение музеев, выставок, салонов, мастерских, просмотр полотен таких французских художников, как Менар, Латуш, Симоне, Бенар, Кормон и Пюви де Шаванн – этим началась парижская жизнь Николая Константиновича. Большое впечатление на него произвели два последних художника.

 Пюви де Шаванна уже не было в живых, но впоследствии, перечисляя своих учителей, Рерих называл три имени: Куинджи, Пюви де Шаванн и Кормон.

Пюви де Шаван

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 – 1898)

Он выбрал мастерскую Кормона, где опытный мастер помог молодому художнику восполнить профессиональные пробелы.

2e3c7a49

Фернан-Анн Пьестр Кормон (1845 – 1924)

Натурные штудии (этюды) сделанные здесь, такие, как:

«Человек с рогом» 1900 год

Человек с рогом 1900

«Натурщик» 1890 – 1900 год

Натурщик 1890 - 1900

«Натурщица» 1890 – 1900 год

Натурщица 1890-1900

«Черепа» 1901 год

Черепа 1901

отличаются крепким, уверенным рисунком.

При расставании Кормон сказал ему: «В вас много своеобразного…   Вы должны сохранить это».

Рерих посетил также Голландию и Северную Италию.  Он хотел познакомиться с современными направлениями в живописи.

Вернувшись в Россию, он заканчивает картину «Идолы» (1901 год), работа над которой, как и несколькими другими, была начата ещё за границей.

Оттуда он писал о своих эскизах к картине «Идолы»:

«… Эскиз к «Идолам» меня радует – он сильный, яркий, в нём ни драмы, ни сентиментальности».

*О ней я расскажу чуть позже и подробнее.

О жизни за границей он описывал Елене Ивановне в многочисленных письмах.

*Насколько же дешева была жизнь за границей? Или было достаточно накоплений? Или, скорее всего молодой Рерих, умудрялся подрабатывать кистью во время этой годичной учёбы!

Вести от неё тревожили: её родственники были недовольны их помолвкой, его отъездом, тем, что он не продолжил академическую карьеру, пытались выдать её замуж за миллионера волжского пароходовладельца. Елена Ивановна сообщала все эти новости и в ответ он ей писал,

–   Дальше от больших компаний! Глубже в себя! Что же касается до прописных сентенций твоих родных и знакомых, то они мало меня трогают…   лишь бы я сам знал, что я делаю, а там хоть бы не только тряпкой, а даже много хуже прозывали – это до меня не касается.

*Отлично сказано! Слушать или обращать внимание на досужие разговоры обывателей – значить только время терять или, того хуже, самому стать таким же. Здесь же в этих словах Николая Рериха сразу чувствуется характер цельный, сильный, высоко парящий над обыденной,  обывательской жизнью.

А у нас сегодня пытаются «называть» граждан обывателями, да ещё и внушают людям, что это хорошо. Теперь обыватель это не насмешка, не ругательство. Теперь это хороший признак человеческого образа жизни…

Что за страна Россия? И что за люди живут в ней?

А молодой Рерих не больно – то любил и уважал всех окружающих людей, прекрасно понимал, чего они стоят, скрывая своё отношение к ним под маской вежливости. Ну, а Елена Ивановна, как и большинство из женщин не могла удержаться и  выкладывала ему всё, что выслушивала в своём кругу, так как насчёт «тряпки» в письме не просто так проскользнуло.

Не могу представить себе, чем она занималась весь год, пока отсутствовал Рерих? Самообразованием?!

Бракосочетание Николая Константиновича и Елены Ивановны состоялось сразу же по возвращению Рериха осенью 1901 года (по – видимому 10 ноября? – АЛТАИЧ)

Много лет спустя, 10 ноября 1941 года Рерих записал в дневнике:

Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице. Каждое это понятие было испытано в огне жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени – женское и мужское».

Сразу после свадьбы Рерих выставляет свою кандидатуру на вакантную должность секретаря Общества поощрения художеств – надо кормить семью.

Должность эта была довольно значительной в руководстве обширным хозяйством Общества и вокруг неё, с уходом Собко в 1899 году, разгорелась нешуточная борьба претендентов: называли кандидатуры А. Прахова, А. Косоротова, Ф. Батюшкова, П. Е. Мясоедова, а Стасов настоятельно рекомендовал художника В. П. Рупини.

Назначение Рериха было неожиданным, так как он уступал другим претендентам по годам, опыту, связям…

*Вам не кажется, уважаемый читатель это назначение странным?

Мне кажется. Хотя учитывая, что Рерих был уже известной фигурой в тех кругах и  зарекомендовавший себя, как художник, лектор, публицист, археолог, недолгой работой в должности помощника директора музея Общества поощрения художеств и помощника редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».

Но всё же? Отсутствие Рериха в России почти год. Наличие конкурентов, которые претендовали на эту должность и, по – видимому, тоже были «не лыком шиты» …

Возможно близкое общение со Стасовым, хотя тот вроде поддерживал другого кандидата? Или личное знакомство с Л. Н. Толстым, может ещё некие нужные знакомства? Уж  не это ли сыграло определённую роль?

Непонятно?! Но, как бы – то ни было, во все времена, при любых видах правления, связи и добрые отношения с теми, кто имеет вес в определённых кругах, значат иной раз больше, чем, например, деньги.

Как говорится: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

В ведении Общества поощрения художеств находились:

Художественно – промышленная школа, Художественно – ремесленные мастерские, Художественно – промышленный музей, постоянная художественная выставка, аукционный зал. Общество занималось издательской деятельностью. Ему принадлежал большой дом на улице Морской в Петербурге.

Секретарь ведал всем делопроизводством и считался весьма значительным лицом в руководстве. В дневнике Рериха не напрасно появляется запись:

«После Университета, и Академии, и Кормоновской мастерской началась ещё одна учёба, и очень суровая…»

«Вводил» его  в курс дела председатель финансовой комиссии П. Ю. Сюзор.

Вставка.

Граф Павел Юльевич Сюзор (1844 – 1919) выдающийся русский архитектор, академик, общественный деятель, педагог, действительный статский советник.

Павел Юльевич Сюзор

Отец его был французский литератор Жан де Сюзор, переехавший из Франции в Россию. Женат Павел Юльевич был на дочери знаменитого архитектора Александра Павловича Брюллова, Софье Александровне.

Что самое поразительное, после революции 1917 года у графа – архитектора реквизировали дом в Петербурге и стали его плотно заселять, создавая коммунальные квартиры.

*Каким же путём ещё можно было предоставить жильё вместо лачуг в то время рабоче – крестьянскому революционному люду?

Последнее так потрясло Павла Юльевича, что он вскоре и умер.

Непринуждённая беседа о большом бюджете общества, в которой в основном говорил Сюзор, называя бегло цифры, подводя итоги, выдвигая разные планы, длилась несколько часов. После этого Сюзор предложил Рериху через три дня представить в комитет годовой бюджет, включив в него и все его, самого Сюзора, детальные соображения. Рерих попросил снабдить его материалами, сам он при беседе никаких записок не вёл. На что Сюзор ответил, что он не только записок не имеет, но и повторить то, что говорил, не сможет, а потому был удивлён, что Рерих не ведёт никаких записей при беседе, надеясь, по – видимому, на свою память.

К сроку бюджет был представлен, а вот что помогло – феноменальная память художника или полностью отсутствие таковой у Сюзора – история умалчивает.

*В отсутствие памяти у господина Сюзора поверить трудно. Тогда он не был бы председателем финансовой комиссии. Остаётся поверить в феноменальную память Николая Константиновича и в то, что «экзамен», который устроил ему Сюзор, он сдал на «отлично».

Вот так – то сегодняшние господа менеджеры, чиновники, управленцы и т. п. «клика» – это вам не папенькими и маменькими  связями пользоваться. 

Работа в Обществе в целом при энергии Рериха, его последовательности, трезвости суждений и самостоятельности в оценках художественных явлений приносила большую пользу делу. Но, как всегда, нашлось много недоброжелателей и интриганов, которые осложняли ему эту работу, пытаясь обвинить Рериха в преследовании своих личных интересов.

Несмотря на всё это и большую загруженность он продолжает работать над картинами, которые начал или задумал ещё за границей:

«Красные паруса» (1900), «Заморские гости», «Зловещие» (1901), «Идолы» (1902), «Город строят» (1902).

«Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» 1900 год.

Красные паруса. 1900

«Зловещие (1)» 1901 год

Зловещие 1901

 «Зловещие (2)» 1901 год

Зловещие 1901 (2)

«Зловещие» 1902 год

Зловещие 1902

«Идолы» 1901 год

Идолы 1901

«Идолы» 1902 год

Идолы 1902

*Под таким же названием у Н. К. Рериха есть эскизы и ещё две картины, датированные 1943 годом, но о них пока рано говорить и показывать. Думаю, что ссылку на его картины в наиболее полном собрании дать не возбраняется   http://gallery.facets.ru/catalog.php

Любителям искусства Н. К. Рериха, с уважением Алтаич.

Вставка.

 «Идолы» (эскиз) 1901

В картине изображено капище, огороженное сплошным частоколом из брёвен. Посреди капища стоит большой деревянный идол, рядом с ним несколько поменьше. Идолы разукрашены резьбой. На частоколе черепа жертвенных животных. Мимо капища течёт река и по ней бегут краснопарусные ладьи. К языческому капищу пришёл седовласый старец. Бег кораблей и оскал черепов говорят старцу о единстве жизни и смерти. Он постиг эту истину бытия, и она не пугает его.

Рерих ставит задачу – передать это «здоровое языческое настроение» в достоверной и одновременно выразительной форме. Задачу эту он решил:

Кольцевая композиция, ритмичные сопоставления цветных плоскостей, обобщающие линии рисунка.

По сравнению с «Гонцом», «Идолы» – это совершенно новый этап в творчестве художника. В результате синтеза традиций национальной живописи с опытом некоторых западных мастеров последнего времени он в ней решает  колористические и композиционные задачи.

Стиль написания «Идолов» отличается от той манеры письма, которую передвижники унаследовали от академистов и, которая была характерна для «Гонца».

Idoli_(eskiz)._[1901]

Не смог я найти картину, которая попадает под это описание искусствоведа. Чтобы там присутствовали и капище, и река, и ладьи красно – парусные, и старец, но будем верить описанию и видим частями то, о чём говорится в оном.

Ну, разве только вот этот эскиз 1901 года, хотя здесь он мало выразителен:

a2aeb895

«Заморские гости» 1901 (1)

Заморские гости 1901

«Заморские гости» 1901 (2)

Заморские гости (2) 1901

«Заморские гости» 1901 год (3)

Заморские гости (3) 1901

«Заморские гости» 1902 год (1)

Заморские гости 1902 (1)

«Заморские гости» 1902 (2)

*Я долго всматривался во все варианты «Заморских гостей», пытаясь найти разницу и, понял, что, если смотреть картинки, открытки, иллюстрации, то можно найти различия только в зримых объектах, но не в палитре, оттенках и т. п. Посмотрите сами. Так что судить о картинах в целом можно и нужно только увидев их воочию.

Картины, созданные им, были хорошо приняты публикой и критикой. С. П. Дягилев вновь предложил Рериху принять участие в выставках «Мира искусства» и присоединиться к объединению. Сотрудничество Рериха и Дягилева впоследствии уже не прекращалось. Наиболее плодотворные результаты принесло оно в дальнейшей театральной работе. Особенно по душе Рериху пришлись мысли Дягилева  о пропаганде русского искусства за рубежом.

Рерих так и не вошёл в группировку «Мира искусств», но предложение участвовать в выставках принял. Таким образом, его картины попали на осеннюю выставку в Москве и на последнюю пятую выставку 1903 года в Петербурге.

Картина «Город строят» (1902) была встречена в основном недоброжелательно.

Город строят 1902

Не выдержал и Стасов, обрушившись публично с острой критикой на Рериха, сравнивая его с «ласковым телком», который по известной пословице «двух маток сосёт».

*А что? Очень точно и метко выразился Стасов! Бескомпромиссно! Так ведь стар был уже, всё – таки 78 лет, и впереди была только… вечность!  

А у Николая Рериха жизнь только начиналось, и цель была. Вспомним – ка его фразу в письме к Елене «Прекрасной» из – за границы:

«…они мало меня трогают…   лишь бы я сам знал, что я делаю, а там хоть бы не только тряпкой, а даже много хуже прозывали – это до меня не касается…»

Однако не прошло и года, как в письме к Рериху Стасов пишет:

«Вас не ругал, не ругаю и не собираюсь ругать – не за что! А кто Вам сказал вздор и клевету, тому…» – далее следует сильнейшее из стасовских выражений.

*Что здесь у Владимира Васильевича Стасова тоже отсутствует память? Нет, у него она есть в полном объёме. Но вот любил он Рериха, ценил и видел в нём много больше и большее, чем остальные.

Дебют Рериха на выставках «Мира искусств» в 1903 году совпал с распадом этой группы. На эту выставку съехалось много москвичей, союз с которыми помог Дягилеву в борьбе с передвижниками. Но их откровенное недовольство действиями Дягилева, который наезжал в Москву для того, чтобы, не считаясь с желаниями художников, отбирать картины для выставок, подчинённое положение, некая аристократическая окраска самого общества «Мир искусства», вело к созданию отдельного выставочного объединения русских художников. В этом активную роль играли: М. Нестеров, М. Врубель, С. Коровин, А. Архипов, А. Рылов и другие. Москвичи готовы были на всё, лишь бы приобрести самостоятельность. Поэтому при открытии пятой выставки «Мир искусства» Дягилев оказался под большим «прессингом» как осмелевших москвичей, так и недовольных группировок внутри самого сообщества.

В обществе «Мир искусства» с самого начала существовали две тенденции: Александр Бенуа стремился создать основу единства эстетических идей, которая придала бы обществу своё «лицо», отличающееся от других направлений; Сергей Дягилев был за привлечение наиболее талантливых художников и не заботился о том, что художники будут следовать программным установкам общества.

Оба направления не то чтобы создавали непримиримые несогласия, но они таили опасность организационной целостности самого общества. К тому же общество не имело, как «передвижники» вначале своей деятельности, прогрессивной общественной идеи.

*У меня же сложилось мнение после этого описания, что даже при наличии хороших идей, энергии создателей, таланте участников, общественной потребности  никакое общество художников не могло в России существовать вечно. Как и любое другое общество?

А, если учитывать то, что каждый художник – это не просто взятый отдельный субъект. Но, творческий человек, ищущий, размышляющий, со всеми своими странностями, капризами, эмоциями и, даже, бытовыми проблемами…

Потом, необузданное желание москвичей и тогда отделяться, не подчиняться, решать самим, верховодить и т. п.

И ещё: сама сущность россиянина – который, как никакое другое «общественное животное», любит объединяться, создавать общества, кружки, группы; потом в созданных объединениях – разъединяться, противоречить, группироваться, конфликтовать и т. д.

Нельзя сбрасывать со счетов, что все мы обычные смертные, и художники тоже, так что желание выделиться, руководить, принимать решение без участия других, властвовать, наконец, у многих могло иметь место, но всё это, конечно, было прикрыто творческими идеями, творческими исканиями и   переживаниями за консолидацию, за российское искусство, за…

Да, мало ли ещё за что у русского человека могут возникнуть желания?

Когда Дягилев, выступая с речью, вынужден был предложить высказаться по поводу дальнейшей работы, то последовала резкая критика и ряд предложений от москвичей, которых поддержали некоторые петербуржцы, но неожиданно и сам Бенуа. Этим было высказано полное недоверие к деятельности Дягилева.

В конце бурных дебатов встал  Дмитрий Владимирович Философов и специально громко произнёс:

«Ну и, слава богу. Конец значит»

*Последняя реплика Владимировича Философова, русского публициста, художественного и литературного критика, религиозно – общественного и политического деятеля,  подтверждает мою мысль, что эта вся возня с обществом «Мир искусства» надоела к тому времени уже многим. Но вот так просто, сразу, решиться порвать с обществом, выступить против него, бороться в открытую – для этого нужны были время и подходящий момент, который настал в 1903 году. И все остались при своих. Разбрелись, присоединились и т. п.

Без общения русский человек, а тем более творческий, жить не может. 

После 1903 года выставочная деятельность общества прекратилась, а с 1904 – перестал выходить и журнал общества.

Большинство художников после распада общества «Мир искусства» присоединилось к вновь созданному москвичами «Союзу русских художников», другие – к возникшему в Петербурге выставочному объединению «Современное искусство».

*Таким образом, тайное желание москвичей, «уйти от засилья петербуржцев» исполнилось!!!»

Рерих участвовал в выставках обществ, того и другого.  Ну, как вам нравятся слова Стасова о «ласковом теляти?»

Причём его произведения в решении чисто эстетических задач мало чем отличалось от направления принятого обществом «Мир искусства». 

И это ещё раз подтверждает моё мнение, что вся борьба была из – за главенства москвичей, а Рериху было всё равно где выставлять свои картины. Ему, как художнику хотелось писать картины и выставлять их на обозрение, получать лестные, и не очень отзывы, и снова писать…

Сергей Маковский, оценивая творчество художников «Мира искусства», ввёл новый специальный термин в искусствоведческий обиход – «ретроспективизм» – в том смысле, что история, в настоящем смысле этого слова, этих художников занимала мало.

К примеру:

замечательный цикл картин Александра Бенуа «Версаль» совсем не отражают истории Франции, а  непревзойдённые иллюстрации к «Медному всаднику» меньше всего претендуют на раскрытие значения Петровской эпохи для России.

Как говорил Дмитрий Владимирович Философов, обращаясь к Бенуа:

«У тебя к истории отношение всегда было физиологическим. Ты любишь быт, интимность, эстетику истории, архитектура же её, её связь с прошлым и настоящим тебя не интересует».

Вставка.

*Сергей Константинович Маковский (1877 – 1962), сын художника Константина Маковского, поэт, художественный критик, устроитель мнгих художественных выставок, издатель, редактор, основатель журнала «Апполон», который стал преемником журнала «Мир искусства» в 1909 году. И, в том же году основавший «Салон Маковского» наподобие парижского Салона.

По своим взглядам был ближе к «мирискусникам» и символистам, но старался объединить  все художественные группировки в «единое русское искусство», считая задачей: сплотить все художественные силы «вокруг алтарей стиля и гармонии».

Николай Константинович Рерих ко всему прочему был учёный, творчество своё он уверенно связывал с наукой и не с постижением эстетических представлений и вкусов минувшего, но с постижением исторических судеб человечества, что придавало его искусству убедительность и монолитность…

продолжение следует…

 

село Алтайское

15 августа 2014 года

Алтаич

Постскриптум.

Уважаемые читатели, возможно, вы уже достали эту книгу и даже прочитали её от корки до корки? В ней одиннадцать глав и заключение, а также список дат основных жизненных вех Н. К. Рериха.

Здесь же я добрался только до четвёртой главы и промежутки между выдачей каждой следующей главы от недели и больше…

Но, хочу сказать, что я не готовил заранее окончательный материал. Я когда – то, довольно давно сохранил «макет» глав из книг и некоторые свои мысли, возникшие при изучении книги П. Беликова и В. Князевой. Сделал небольшую подборку фотографий и картин…

И оставил… «на потом».

«Потом, почему – то возникло сейчас, это тоже трудно объяснить, так как я никогда не создаю «нечто» по обязательному плану.

Пришло в голову, что хочется, именно сейчас, и я начинаю писать, дописывать или править.

Так у меня множество материалов лежат без движения, вплоть до рассказов, воспоминаний или, просто, задумок.

Увы, всё «не поднять».

Всё это к тому, что я обязуюсь продолжать это изложение и выдать всё, что надлежит. По времени это может быть долго, но не больше, чем до конца года.

Поэтому я не буду указывать на все ссылки, по которым можно найти и перечесть или прочесть все предыдущие главы. Кроме одной, указывающей на последнюю, чтобы не терялась нить изложения.

Таким образом,  третью главу вы найдёте   http://www.3.b-u-b-lic.com/?p=3202

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif