Легенды древнего Алтая. Продолжение 5.

Алтын – Кёль и Алтын – Туу. Золотое озеро и Золотая гора.

1).В давние времена алтайцы жили обособленно от других народностей и не имели с ними общения. Жили по своим законам. Правила алтайцами мудрая женщина по имени Кодрыс. По Алтаю ходили слухи, что где – то в предгорьях есть большая степь, которую будто бы заселяют другие народы и живут они сыто и богато.

Но однажды по Алтаю пронеслись грозовые тучи. Случился большой неурожай, продолжавшийся несколько лет. Наступил страшный голод. Правительница Алтая Кодрыс собрала совет из лучших людей, на котором стали решать – как быть? Много было споров и предложений, но все они были невыполнимы. Тогда Кодрыс предложила собрать все имеющееся у них золото и снарядить караван к степным людям для обмена его на хлеб. Караван Кодрыс решила вести сама. Она хотела сама убедиться в богатой жизни степей. Караван преодолел большую тайгу, крутые горы и горные реки. Наконец, вышли в широкие степи. Здесь люди занимались земледелием и скотоводством. Кодрыс поведала степным жителям о своей беде. Но, к удивлению, получила ответ об отсутствии хлеба, так как и в степи был неурожай, затянувшийся на несколько лет. Погоревали и поехали дальше на поиски зерна.

Много времени и сил потратил караван Кодрыс в поисках зерна, но всюду был неурожай. Тогда Кодрыс убедилась, что золото потеряло свою ценность. Потерявший силы, голодный караван повернул назад в горы, домой. А когда возвращались, то в горах увидели красивое озеро. Люди уговаривали ее не тратить последние силы, но она решительно направилась к озеру. Кодрыс поднялась на гору и была очарована видом красивого, спокойного озера, окруженного скалами и деревьями. Кодрыс взяла все золото у каравана, привязала на своего коня и направила коня с вершины в озеро. Успела только крикнуть: «Для чего теперь моим людям золото, если я не сумела купить на него для них и горсти зерна?»

С тех пор гора называется Алтын-Туу, а озеро Алтын-Кёль – Золотая гора и Золотое озеро.

Гора Алтын – Туу

                                                                Озеро Алтын – Кёль                 

Гора Алтын – Туу (её ещё называют и Алтын – Ту, – ред. Алтаич) расположена на юго-западном берегу Телецкого озера, недалеко от устья реки Чулышман. Склоны горы изобилуют кустарником и травами, встречаются лиственницы. С вершины горы открывается панорама южной части Телецкого озера, Абаканского хребта и хребта Саян.

У местного населения гора считается священной, а название в переводе с алтайского языка означает «Золотая гора». На каменистых склонах встречаются заросли кустарников и пучки сухой травы, изредка – лиственницы. Временами скалы резко обрываются, создавая отвесные обрывы. С самой высокой точки отлично виден правый берег Телецкого озера, Телецкий хребет на нём, дельту реки Чулышман с о. Камайн, а также две другие горы «Золотой треноги» – Корумбу – 2358 м и Вершина Боже – 2229 м.

Подъём на «Золотую гору» достаточно труден, идёт через курумники (каменные тропы, иногда с подвижными камнями) и каменные насыпи. Удобные пути – от долины реки Большая Чили и от мыса Кырсай, т.е. с запада и с юго-востока. От посёлка Балыкча (с юга) начинается самая длинная, но наиболее безопасная дорога.

Её крутые, почти недоступные склоны высотой до 2298 метров местами заросли кустарником и клочками сухих трав, где-то падают отвесно голыми скалами, а кое-где прилепились наклонившиеся лиственницы…

“Местным сюда ездить незачем — ведь между ними распространено поверье, что вершина Алтын – Туу священна и при всякой попытке взобраться на нее духи скрывают ее от дерзких глаз, укрывая в облака”, — так писал в 1895 году В. В. Сапожников.

Есть местное поверье, что над «Золотой треногой» (Алтын-Таган) трех вершин (Вершина Боже, Алтын-Туу и Корумбу) расположен престол доброго духа Ульгеня, которому подвластно все голубое небо Алтая. Также у алтайцев есть предание, что первый человек – Майдере, был создан Ульгенем именно на Золотой горе.

2). Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки, что впадают теперь в озеро.

Большая долина была очень плодородной. На богатых травами лугах паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей.

В те времена в тайге было много зверя, а в реках рыбы. И жили люди в то время безбедно и счастливо.

Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Был он славным воином, справедливым правителем, честным и благородным человеком. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Благодаря этому мечу, Хан Теле никогда не знал поражения. Много раз злые захватчики пытались захватить долину, отнять богатство у народа Хана Теле, но каждый раз они бывали разбиты и с позором изгнаны из благодатных земель.

В соседях у Хана Теле жил Хан Богдо. Давно он завидовал могуществу и богатству Теле, давно он лелеял тайную мысль завладеть волшебным мечом.

Но знал коварный Хан Богдо, что не победить золотой меч силой, тогда решил он захватить его хитростью. Разузнал Богдо, что жена Теле, красавица Чульча, обожает драгоценности, и что Хан Челе очень любит свою жену и балует ее дорогими подарками, ни в чем ей не отказывая. Стал сам присылать красавице Чульче прекрасные серьги, ожерелья и браслеты. И каждый раз восхвалял хитрый Богдо ум и благородство Хана Теле, красоту и доброту его жены.

Преуспел в своем злобном замысле лицемерный Богдо вскоре доверчивый Хан Теле считал его лучшим другом, И когда Богдо передал приглашение приехать в гости. Хан Теле, долго не раздумывая, собрался навестить своего друга.

Жена ею Чульча отличалась не только красотой, была она еще и умна. Хотя она и принимала подарки Богдо, но смутные предчувствия нет-нет, да и закрадывались ей в душу. Поэтому она, когда любимый супруг собрался в путь-дорогу, сняла чудесный меч и подала его мужу.

«Что ты, жена, – воскликнул благородный Теле. Ведь я еду к своему лучшему другу в гости, а не в стан врагов. Меч мне не нужен». И, как ни уговаривала Чульча мужа, он остался непреклонен. Повесила она волшебный меч на место, а в сердце ее укрепилось опасение за судьбу мужа.

Хан Теле с богатым караваном тронулся в дальний путь. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующего дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но, к его удивлению, принят был как пленник. По приказу коварною Хана Богдо, Хан Теле и его спутники были убиты.

В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел вглубь недр, образовав огромную, зияющую пропасть между гор.

Жена Хана Теле, Чульча, оказалась на скале у края этой пропасти. Сердце подсказало ей, что лишилась она мужа, и горе овладело ею. Из ее прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились огромным, нескончаемым потоком слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером.

А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли. Чульча превратилась в говорливый поток. Озеро же люди стали называть по имени хана – Телецким.

3). Давно или недавно произошла эта история – никто не помнит, не осталось уже свидетелей тех трагических событий. На Алтае было безденежье и голод, люди умирали с голоду. Однажды один крестьянин, копая землю в своем огороде, нашел слиток золота, по форме напоминающий лошадиную голову. Возрадовался крестьянин, решил он это золото выменять на хлеб или мясо, чтобы его семья не умерла с голоду.

Только не получилось у него ничего, потому что у людей не было уже ни зерна, ни мяса. Это золото оказалось никому не нужным. В страшной тоске и горе забрался крестьянин на самую высокую гору, вокруг которой было озеро, и бросил тот слиток золота в воду.

С тех пор зовется это озеро – Алтын-Кёль.

4).Давно это было, Прогневили люди богов и послали Великие мира сего для них испытание: настали неурожайные годы, опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень.

Люди бродили в поисках пищи, но мало что находили. Многие умирали от голода. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота размером с лошадиную голову. Радости его не было границ,

Пошел пастух по селам в надежде выменять что-нибудь съедобное на это золото, но люди жили так бедно, что не могли ничего предложить в обмен на такое богатство. Видя, что нет никакого проку от драгоценного слитка, пастух воскликнул: «Чем же ты отличаешься от обыкновенного булыжника? Что толку от такого богатства, которое не может утолить голод и не может избавить от смерти?!».

И тогда в досаде пастух поднялся на самую высокую гору над озером и бросил это никому не нужное богатство в пучину.

Но, избавившись от своей досады, тут же пожалел о содеянном, стало жалко ему потерянного богатства, несмотря на то, что оно не принесло ему счастья. И, тогда пастух в отчаянии бросился сам в холодное, равнодушное к людским страстям озеро. С тех пор озеро называется золотым, и горы вокруг него получили название золотых – «Алтын».

5).Рассказывают, что в далекие времена в долине реки Чолушман, единственной, что впадает в озеро, некогда жил охотник Чокул. Однажды пошел он в тайгу на охоту. Много дней ходил он по распадкам, выслеживал добычу на горных склонах, но удача от него отвернулась. Когда припасы у него кончились, поехал он домой.

Вдруг конь его споткнулся, и мох с земли сковырнул копытом. Смотрит охотник — внизу что-то блестит. Спешился он и видит в земле золотой самородок. Выкопал он его и обмер. Был тот самородок величиной с конскую голову. Обрадовался охотник такой удаче. Не помня себя от радости, помчался домой. Привез золото в юрту и стал похваляться, что теперь он будет самым богатым человеком по всей округе. Приходили соседи, дивились на огромный кусок, золота, никогда раньше таких не встречали. Только никто находке Чокула не позавидовал. Жили люди просто: охота и рыбалка, на маленьких полосках земли, что лепились по горным склонам, ячмень сеяли. Однако, даже имея немного, чувствовали себя счастливыми, так как были вольными охотниками, никому не подчинялись. Все были равны друг перед другом.

А Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь ему никакая беда не страшна, в черный день его золотой самородок выручит. Однажды наступил год великой жары. На скудных делянках высохли, не налившись, колосья ячменя, на лугах травы пожухли и пожелтели, скот от бескормицы падал, в лесах деревья листья уронили, ни кедровые орехи, ни грибы, ни ягоды не уродились. Звери и птицы ушли с берегов озера. Наступил великий мор и глад. Потянулись с насиженных мест люди, спасаясь от голодной смерти.

Пришла беда и в юрту Чокула. Потускнели прекрасные глаза его красавицы жены, отошли в мир иной родители, пухли от голода дети. Но охотник не отчаивался. Надеялся он, что золотой самородок выручит его в лихую годину.

Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду для своей семьи. Долго ездил, много аилов обошел, да только напрасно все. Нигде не нашел он людей, которые согласились бы ему еду на золото обменять. Да и то сказать, сами последние запасы доедали. Если бы было лишнее, кто бы отказал голодному и без золота в куске хлеба? Прослышал Чокул, что в одном аиле живет богатый бай, очень падкий на золото. Обрадованный этой вестью, поскакал Чокул к баю. Попросил он за самородок величиной с конскую голову всего одну чашку ячменя, но бай ему отказал, хотя и любил золото. «Самому скоро есть нечего будет, — ответил он на просьбу охотника. — Когда еда кончится, какой будет мне прок в твоем золоте?». С тем и уехал от него бедный Чокул.

Вернулся он в долину Чолушмана, зашел в юрту, а ни жены, ни детей в живых не застал — умерли они голодной смертью. В отчаянии, не помня себя от горя, вскричал Чокул: «Если самородок величиной с конскую голову не могу я обменять на чашку ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в озеро, чтобы больше никого не смущало, несбыточных надежд не вселяло».

Из последних сил поднялся Чокул по каменистой тропинке на вершину горы, что над озером зависла, Бросил он самородок в озеро и сказал: «Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословения для моего народа, чтобы не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что нет у золота той силы, что приписывают ему люди, отныне будет называться эта гора, с которой я самородок бросил, Алтын-Туу — Золотая гора, а озеро, что его в свои воды приняло, Алтын-Кёль — Золотое озеро».

Источник: сайты о Телецком озере, Б. Бедюров «Слово об Алтае». История, фольклор и культура. — Горно – Алтайск 1990 г.

Примечание от Алтаича.

Эти «золотые» достопримечательности Алтая, как вы поняли, находятся на территории Республики Алтай, о которой я в общем – то пока часто не пишу. Но, легенды древнего Алтая большей частью относятся к этому региону и некоторую информацию нужно дать.

Как видите легенд много. И названия звучат по – разному. Но мне понравилось объяснение о происхождении названия знаменитого и уникального Телецкого озера такое:

Давным-давно на берегах горного озера, которое наполняют хрустально-чистой водой сотни рек и ручьев, сбегающих с ледниковых гор, поселились люди тюркского племени тёёлёс. Стали называть озеро по имени поселенцев Тёёлёс – Кёль  — Озеро Тёёлёсов.

Летом 1633 года из Аба – Туринского острога на берега озера прибыл отряд казаков под командованием боярского сына Петра Сабанского. Собрались к нему местные жители, впервые увидевшие русских. Спросил их Петр Сабанский, как называется озеро. Ответили ему, что озеро Тёёлёс – Кёль называют. Записал в своих бумагах боярский сын «Телесское озеро». Со временем в русской речи превратилось это название в Телецкое озеро. Только сами алтайцы и соседние народы — хакасы, монголы, тувинцы и шорцы называют его Алтын – Кёль  — Золотое Озеро.

И, немного информации из «Википедии», которой не всегда можно верить, но в данном случае это не принципиально.

Протяжённость Телецкого озера – 77,7 км, средняя ширина 2—3 км, максимальная ширина до 5 км. Северная часть вытянута в широтном направлении; южная, сделав поворот почти на 90 градусов, — в меридиональном.

Площадь его относительно невелика — 223 км², однако благодаря большой глубине (средняя глубина озера 175 м, максимальная 325 м — напротив водопада Корбу) в нём содержится огромное количество (40 км³) отличной пресной воды, прозрачной в глубину до 12—15 метров. Впадает в озеро около 70 рек и 150 временных водотоков, причём 70 % всей воды даёт река Чулышман, впадающая с юга. Отдавая свои воды реке Бие (98 % водостока), озеро в значительной мере обеспечивает питание Оби.

Туристами этот район освоен достаточно хорошо.

Телецкое озеро — одно из самых посещаемых туристами мест в Республике Алтай. Отдыхающих принимают 18 турбаз и кемпингов. Проводятся пешеходные, водные, велосипедные, воздушные и автомобильные экскурсии. Кроме того, многие туристы приезжают на озеро для занятия рыбалкой.

Из посёлков на северной оконечности озера (Артыбаш, Иогач) в сезон навигации ходят катера и моторные лодки до нескольких местных достопримечательностей:

водопад Корбу,  каменный залив, дельта Чулышмана, водопад Киште, в нескольких местах – живописные гроты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif