БАРНАУЛЬСКИЙ «ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА»

АВАТАР основная    Вступление от меня.

Под таким названием в газете «Свободный курс» от 23 января сего года была опубликована большая статья о трагическом событии, произошедшем в 1946 году в Барнауле или, вернее, в окрестностях города. Статья большая, обстоятельная и я вам, мои уважаемые читатели, изложу её сокращённо, но стараясь не упустить тех фактов, которые имеются в газете.

Однако, для начала некоторая информация для тех, кто не знает о перевале «Дятлова» и трагедии, которая произошла там 13 годами позже того времени, которое описывается в статье журналиста Надежды Скалон.

На Северном Урале в 128 километрах северо-западнее города Ивдель,  между горой Холатчахалы (1096,7 м) и безымянной высотой 905, есть перевал, соединяющий долину 4-го правого притока реки Лозьва  с верховьями реки Ауспия (также правый приток Лозьвы). Здесь в феврале 1959 года трагически погибла туристическая группа из девяти человек во главе со своим руководителем Игорем Дятловым (23 года), совершающая лыжный поход по Северному Уралу. Возраст участников похода 21 — 25 лет и одному, самому старшему из них, было 38.

Официальное расследование произошедшего трагического события остановилось на заключении о несчастном случае, вызванным стихийной силой. Однако из-за отсутствия точных сведений об обстоятельствах гибели группы журналистами и исследователями-энтузиастами было создано множество альтернативных версий, которые продолжают привлекать внимание публики до настоящего времени.

В память о погибшей туристической группе расположенный неподалёку перевал получил название «перевал Дятлова», из-за чего в современных источниках происшествие часто ассоциируется с этим перевалом.

Я когда-то прочитал о многих версиях причины гибели группы в 1959 году, размышлял сам, но так как это к делу не относится по крайней мере в основном, то и не буду говорить о своих размышлениях. Но, сравнение только в одном пункте я обязательно приведу в заключении сегодняшней темы. Сначала прочитайте то, что написано в статье о более далёком по времени трагическом происшествии в 1946 году на Алтае.

Итак. Идёт 1946, первый послевоенный, год. Историю эту описывал журналист Владимир Улько, который «раскопал» её в 90-х и даже встречался с двумя из десяти оставшихся в живых участников того трагического похода барнаульцев-лыжников.

Итак, конец января 1946 года. 10 февраля должны состояться выборы в Верховный Совет СССР — главное событие в стране после Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г. Это торжественное событие освещалось прессой, к нему относили всякие события из трудовой жизни, рассказывали об ударном труде, кандидатах — коммунистах и блока беспартийных и пр., пр. Как раз в городском комитете по делам физкультуры и спорта создаётся план агитационных мероприятий с участием физкультурников, военный отдел горкома партии его утвердил. Из документа следовало, что с 15 января по 1 февраля 1946 года спортообщества, а их было шесть, организовывают лыжные десанты (и не только лыжные) по различным территориям. Даты не указывались и группы могли стартовать в любое время в этот период. План был обязательным и включал в себя доклад перед избирателями и художественную часть. Комсомольцы-физкультурники как раз и отвечали за художественную часть мероприятия.

Первыми 25 января выступили группа из девяти лучших лыжников из Барнаула в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск) и пять мотоциклистов, тоже лучших спортсменов, в Камень. Их провожали с площади Свобода под оркестр, провели при этом митинг. Обеспечены группы были на все случаи, мотоциклисты даже лыжи получили. На всякий случай.

Куратором всех этих пробегов была председатель городского комитета по делам физкультуры и спорта 29-летняя Тамара Заржицкая, которая «спустила» разработанный план пробегов в спортобщества и подписывала приказ перед началом каждой отправки группы.

В спортобществе БМК (Барнаульский Меланжевый Комбинат) «Красное знамя» был запланирован лыжный поход в село Новомихайловка. 24-го января на совещании инструктор спортобщества Женя Цилинская «рапортовала», что лыжный пробег запланирован на 28 января. Подтверждена дата и капитаном команды Владимиром Семёновым, но уже 26-го января.

Заржицкая провела инструктаж.

***Тут я не понял, с кем Заржицкая провела инструктаж, но по всей видимости с инструктором спортобщества и капитаном команды лыжников.

Но выход группы она так и не согласовала, а приказ не подписала.

***Вопрос?

В статье написано так: «по-видимому, потому что капитан не предоставил ей маршрут пробега и план, что было его прямой обязанностью».

Мне непонятно, откуда это слово «по-видимому» – из фактов, которые обнаружил когда-то журналист В. Улько или его домыслы?

Но пойдём дальше.

Лыжники всё же отправляются в путь.

27-го января погода резко ухудшилась. А Заржицкая в этот рабочий день на работу не явилась и никаких указаний дежурному насчёт пробега не отдавала.

***Это вторая непонятка, то есть дело пущено на самотёк или, как потом сказала сама Заржицкая, «…контроль за группой был утерян…».

Мороз в тот день в 10 часов утра был -16 градусов при силе ветра 16 — 24 метра в секунду.

***Чтобы было понятнее вам, читатель, переводите всегда силу ветра не в цифры по шкале Бофорта, а в километры в час, то есть у вас всегда в голове будет ясная картина скорости. Так вот в то утро скорость ветра была примерно 57 — 86 км/час. Можете сравнить со скоростью автомобиля.

Стартовала группа на стадионе «Красное Знамя» (ныне «Клевченя») в парке БМК (ныне «Изумрудный»). В группе семь парней и пять девчонок. Всем примерно по 20 лет. Но, есть и 18-летний — Олег Милютин. Старше всех опытный спортсмен Николай Михайлов, прошедший войну в составе лыжного батальона. Отдельно на подводе, запряжённой лошадью, едет агитатор Галина Семендяева, зам. секретаря комсомольской организации БМК, и возница. На подводу сложены тёплые вещи, продукты. Идти нужно налегке, а одежда лыжников в те годы состояла из свитера и лёгкой стёганной курточки.

Snap 2019-02-01 at 14.35.28

Цель или задача у группы довольно посильная: дойти до Новомихайловки — это 18 км, провести там агитационные выступления и вернуться в назад.

Snap 2019-02-01 at 14.34.06

Эта схема, прилагаемая в газете, показывает все передвижения лыжников и плановый маршрут. Подробнее о ней я покажу ниже, а здесь вы просто представьте себе что предстояло выполнить ребятам в те январские дни.

Snap 2019-02-01 at 14.46.03

 

А это я сфотографировал из современной карты Алтайского края для наглядности.

***Я специально посмотрел, как сейчас берутся из фактических данных, скорости движения лыжников. Для лыжников, которые ходят на лыжах «просто так» она не превышает 10 км/час. То есть, если взять за основу эту скорость, то ребята должны были пройти маршрут за 34, ну пусть 5 часов. Но, по фактам расследования журналиста получилось совершенно иначе.

Трое из 12 ребят в первый раз встали на лыжи, четверо были больны. Это говорили на суде, который состоялся после расследования обстоятельств дела, свидетели. Никто никого к этому пробегу не принуждал – все пошли добровольно, эти свидетельства есть от Николая Михайлова и Людмилы Огородниковой. Настрой был на победу, но и хотелось доказать, что они всё могут.

«Такой настрой был у всей, в основном молодёжи» – это слова старожила Барнаула Клавдии Пойловой хорошо определяют настроение тогдашней послевоенной молодёжи.

***Я в это могу поверить. Хотя домыслы из статьи о том, что могли ребята, если не все, то некоторые, надеяться на дополнительный паёк в это тяжёлое время или, что «прогулка» будет неплохой заменой 12-часового рабочего дня? Люди ведь разные, а «чужая душа потёмки». Как бы то ни было — все пошли добровольно, охотно и без каких-то сомнений.

Выбравшись на Павловский тракт группа по решению капитана и инструктора Цилинской сворачивает с дороги в сторону бора, где ветер не так силён, и двигаться вдоль его кромки. Это было роковое решение.

До кромки бора было всего несколько километров, подвода с вещами и продуктами продолжала ехать по тракту. А возле бора и вдоль него вместо одной проблемы, противостоять встречному ледяному ветру, появилась другая — снег здесь был более рыхлый.

***Этого я тоже не понимаю. Уж Николай Михайлов, опытный лыжник должен был это хорошо знать, в лесу, у леса, на непроезженной, нехоженой целине снег всегда будет глубже, рыхлее и пробивать лыжню нужно больше сил!!!

Но, решают и командуют капитан и инструктор.

До посёлка Куеты, сельскохозяйственной колонии, они всё же пробились. Посёлок чуть раньше имел другое название — КУИТУ — краевое управление исправительно-трудовых учреждений. Олег Милютин, самый младший из ребят, сильно стёр ноги. Возможно, проблемы были и у других. Капитан предложил тем, кто не уверен в своих силах, вернуться назад.

***Ещё одна ошибка «командира», на мой взгляд. Психологически вообще неправильный ход. В таких случаях не предлагают, а приказывают.

Никто, конечно, не повернул. Двинулись дальше. Чтобы не так мёрзли лица, обматывали их плакатами. Ни аптечки, ни куска хлеба с собой не было, зато были агитационные плакаты. Вышли снова на Павловский тракт, до цели оставалось 4 километра но и сил уже не было. Слабели с каждой сотней метров и мало того, потеряли ориентировку в пространстве, то есть уже не понимали куда двигаются.

***В это вроде бы трудно поверить, но я вас уверяю, недоверчивый читатель, что это вполне возможно. Холод и усталость — очень коварная штука. Я испытал на себе и как-нибудь напишу в дополнение к этому рассказу.

Измотанные, замёрзшие ребята сгрудились возле телеграфного столба. Восемь человек сняли лыжи, у Дмитрия Землякова, тоже фронтовика, открылись старые раны и он не был в состоянии двигаться. Просьбы Людмилы Огородниковой двигаться вперёд не помогли.

Трое самых крепких, Николай Михайлов, Владимир Семёнов и Павел Гилёв, пошли в обратном направлении за помощью в аэропорт, где были аэросани Двинулись они в путь в 17-00.

***То есть с начала выхода из Барнаула уже прошло 7 часов. Это легко одетые на морозе, при сильном ветре.

Первым рухнул Гилёв, потом у столба остался Семёнов и только Михайлов добрался до аэропорта. Однако аэросани были разобраны. К счастью работал телефон.

***Дальше в статье описывается подробнейшим образом по времени телефонные разговоры. В сокращённом виде я их привожу здесь, но со своими замечаниями.

17-45 Михайлов дозвонился до диспетчера БМК – с момента ухода троих лыжников из группы в аэропорт прошло 45 минут.

17-50 Диспетчер перезванивает зам. директора комбината Михаилу Битюкову, тот не хочет слушать и говорит, чтобы перезвонили позже.

18-00 Михайлов дозванивается до Битюкова сам. Тот не торопится, говорит о каких-то сигнальных кострах.

День был воскресный, но рабочий — на комбинате были и директор, и председатели парткомитета и профсоюза.

***Не забывайте — это 1946 год!!!

20-00 Битюков посылает помощь в виде двух подвод, но этого было мало, а где-то в материалах следствия промелькнуло то, что это было всё чем Битюков располагал. Выслали трактор, который на выезде из города сломался.

***Итого помощью начали заниматься через два с лишним часа, как Николай Михайлов дозвонился до родного комбината.

В то же время Людмила Огородникова пошла другой дорогой и добралась до машинно-тракторной станции в 19-00. По дороге она встретила Павла Гилёва, который уже не мог даже говорить, не только что идти, а потом Олега Милютина, который задержался в Куете и шёл к своим на Павловский тракт. Она его повернула за собой, но по дороге он отстал.

***Какой-то разброд получился.

Огородникова, по словам журналиста Улько, встретила и капитана команды Владимира Семёнова, который мог идти, но остался у телеграфного столба (по сути дела замерзать — Алт.). Он вроде сказал Людмиле:

«Иди, Люда, одна. Меня судить будут. А я сам себя осудил»

***Я же говорил выше, люди разные бывают и собрались в этой команде разные.

На МТС был сторож, который помог ей связаться с диспетчером комбината и та ответила, что о ситуации все уже знают. До утра Людмила просидела в холодном помещении станции и, когда позже вернулась домой, то сильное обморожение грозило ей потерей обеих ног. Спас профессор из Новосибирска.

***Интересно, где был до утра сторож и как он на холоде сторожил до утра?

В это время обе высланные с комбината подводы и отряд конной милиции не смогли выйти на аэропорт. В 1 час ночи руководство комбината остановило поиски до утра.

***Это уже полный амбец!!!

Snap 2019-02-01 at 14.34.06

Цветом обозначено:

Жёлтзапланированный маршрут: Барнаул — Новомихайловка — 18 км по Павловскому тракту.

Чёрн. – реальный маршрут группы, который оказался длиннее на 7 км, то есть — 25 км

Оранж.предполагаемый обратный путь Людмилы Огородниковой до МТС.

Серыйпредполагаемый обратный путь Николая Михайлова до а/э. – 9,1 км.

Из определения суда:

«Активная организация поисков с использованием всех сил города на протяжении всей ночи могла оказаться эффективной».

По заключению судмедэкспертов некоторые ребята из группы были живы ещё до 7-8 часов 28 января.

Фактически тела шестерых парней и четырёх девушек нашли только 28-29 января.

Павла Гилёва откопали утром 29-го Николай Михайлов и директор ОРСа (отдел рабочего снабжения) Терёхин, отправившись верхом. Остальных нашли курсанты миномётного училища.

Было следствие, был закрытый суд. Заржицкую, помните её, оправдали, так как она не подписывала приказ на выход группы и не могла знать и предположить, что группа выйдет.

Битюкова, тоже помните?, признали виновным частично и наказали… шесть месяцев исправительно-трудовых работ на рабочем месте с удержанием 25% из заработка. Обоих освободили из-под стражи после первого заседания суда в марте 1946 года. Но Битюкова позже оправдали полностью в других инстанциях, мол не в его компетенции было оказывать помощь лыжникам, так как это не связано с производством. А упущение и нерасторопность его нельзя расценивать за халатность.

К концу 1947 года разбирательства дошли до Верховного суда СССР, но за гибель десяти ребят никто так и не ответил.

***А что тут было отвечать и кому. Разгильдяйство снизу до верху. Абсолютное. Но, читаем одно из постановлений

Из приговора по делу погибших барнаульских лыжников (дословно):

«Невыполнение своего долга оказывать помощь лицу, находившемуся в опасном для жизни состоянии, может влечь моральное и общественное осуждение, но не уголовную ответственность…

Битюков проявил недостаточную чуткость в деле оказания помощи гибнущим лыжникам, но на него не может быть возложена уголовная ответственность».

***Так вот «откуда ноги растут», а мы то думаем, что чёрствость, равнодушие и наплевательское отношение к ближнему продукт сегодняшнего времени – времени бизнеса, денежных отношений и прочих нововведений перестройки и строительства «неизвестно чего». Оказывается всё это было и 70 лет назад.

Дело о гибели десяти комсомольцев лыжников сразу и надолго засекретили и тайна их гибели долго оставалась нераскрытой. В начале 1990-х годов журналист Владимир Улько описал эту историю, но о ней знали единицы.

Тот же Улько написал и о похоронах комсомольцев-лыжников так:

тела из городского морга выдавали в разные дни и в разное время, домой разрешили завезти, попрощаться близким, только тех, кто жил ниже улицы Папанинцев.

Журналист и своё мнение по поводу этого высказал – власти боялись эксцессов, а попросту говоря народных волнений.

Примечание от меня.

В начале этого рассказа я написал, что в конце изложения статьи скажу, что мне показалось различным в этих двух историях: история о группе барнаульских лыжников в 1946 и группе туристов в 1959 году. И хотя различий можно показать множество, но существенное, на мой взгляд, одно, всё – таки нужно смотреть правде в глаза – в первом случае прослеживается полное разгильдяйство во всех действиях снизу и доверху, с начала и до конца. Оно видно и в подготовке к маршу-броску, и в контроле за пробегом со стороны организаторов, и в оказании помощи, и в действиях самих участников пробега. Ну, а о моральном и общественном осуждении говорить не приходится, так как дело тогда потихоньку закрыли и родственники погибших могли судить, да рядить как хотели.

Дополнение, о котором я говорил выше, я постараюсь написать на днях, так как ощущение тех, кто замерзал от холода и усталости, мне знакомы не по книжкам или фильмам. Мне повезло, но и обстановка была не столь критична, как в степи под Барнаулом в январе 1946 года.

Постскриптум.

В той же газете «Свободный курс» есть несколько воспоминаний старожила города Барнаула и ровесницы тех ребят, о которой я писал выше. Это Клавдия Антоновна Пойлова.

Так вот её воспоминания о жизни в Барнауле в 1946 году интересны и некоторые из них я изложил своими словами.

1. Товары, как и по всей стране, тогда отпускались по карточкам. По рабочей карточке покупали 500 грамм хлеба, по иждивенческой — 400.

*Как вы думаете, иждивенчество у нас теперь изжито?

Была карточка, по которой можно было купить бутылку водки и её обменять на рынке на булку хлеба.

2. Многие трудились тогда по 12 часов на заводах, а работа в выходные дни – это было обыкновенным делом. Никто не жаловался на трудности – было не до этого.

3. С одеждой и тканями были проблемы С обувью тоже. Отличившихся на производстве работников или в спорте спортсменов награждали отрезом ткани, галошами.

«Брат, – вспоминает Клавдия Антоновна Пойлова, – за успешный лыжный пробег в Ойрот-Туру получил отрез ткани. Сшил себе первый в жизни костюм»

4. Аэродром или аэропорт был в то время с левой стороны Павловского тракта, в районе нынешних улиц Балтийской, Взлётной, Лазурной, но пассажирских перевозок в то время почти не было.

Snap 2019-02-01 at 14.28.09

Так выглядел барнаульский аэропорт, куда всё же дошёл Николай Михайлов в 1946 году

Современный аэропорт им Г. С. Титова на другой стороне тракта был сдан в эксплуатацию в 1967 году.

P. S. Я хорошо знаю его окрестности нынешние, так как первый наш дом на Алтае мы купили в конце 90-х недалеко от него. Ну, может метров 800-1000 в сторону города, в посёлке под названием «Спутник».

 

 

ВАШИ КОММЕНТАРИИ БУДУТ КСТАТИ!angel

 

 

 

Алтаич, с. Алтайское

4 февраля 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАРНАУЛЬСКИЙ «ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА»: 12 комментариев

  1. Не знала об этой трагедии. Очень жаль погибших. Когда узнала о зимнем походе группы Дятлова, была в шоке. Места там довольно посещаемые, но я наивно думала, что только летом. Была в тех местах в 1977г. Там снег лежит  в июне. Представляю какие там морозы зимой. Надо учесть, что в горах всегда ветер. Хотя была участником лыжных соревнований, на такой поход не решилась бы никогда.

  2. Здесь, как я понял, большинство и не знает об этой трагедии. Даже барнаульцы. Так что вам простительно, как и мне. Не афишировали, даже скрывали, а потом забыли. Память коротка, тем более очень неудобная история для власти. Хоть те времена, хоть теперешние. Нам только и сообщают, что и где произошло, и как доблестные МЧС спасают, тушат, помогают и пр. А об огрехах тех же спасателей кто же будет сообщать. А мороз с ветерком – очень тоскливо долго быть на воздухе. 

  3. 1985 год. Студенты Свердловского горного института собрались  в лыжный поход 4 категории сложности в Забайкалье (хребет Кодар). На момент выхода группы на маршрут термометр зашкалил и завис (подумали, что сломался). Группа из 7 человек, 5 студентов 19-23 лет, двое постарше, скажем 27. Три дня шли по реке В.Сакукан до базы, там изба и туалет даже. На улице, конечно. Затем радиальный выход на пер.Балтийский 1Б. А дальше, радиальное кольцо – три перевала Три жандарма 2Б, Ленинградский 2Б и Медвежий 1Б. На Трех Жандармах запуталась веревка, взяли специально, длинную 150 м, чтобы хватило спуститься одним спуском. Распутывали часов 8, места на перевале практически не было, там помещаются три человека. И шквальный ветер. Затем, пошел первый. Оказалось, что веревки чуть не хватило и ему пришлось прыгать на склон, не хватило немного, метров пять, а дальше снежно-фирновый склон градусв 40 уклона. Он долетел до камня, на котором удачно задержался, спрятал изодранную анорачку в рюкзак и крикнул остальным, что веревки не хватает. Остальные пошли по 50 м, спустились в час ночи и организовали "холодную" ночевку. На следующий день был Ленинградец. Там тоже было все красиво. Первых двоих спустившихся отправили топтать лыжню, наткнулись на них часов через пять, на подъеме на пер.Медвежий, они закутались в палатку и зарылись в снег. если бы мы не наткнулись… А затем на этом месте поставили палатку и решили для того, чтобы отогреться сжечь 5 пар лыж, иначе не выжили бы. когда залезли в палатку, у одного человека нога оказалась совершенно белая, потому что он накануне изодрал бахилы, а починить возможности не было… Утром дошли до избы, а потом 100 км тащили обмороженного на волокушах (из последних 2 пар лыж). А когда вышли в Чару оказалось, что все 10 дней, пока они там мотались, температура воздуха была -58 град. 

    Это, Валентиныч, хобби. Я понимаю, что ситуация немного другая. И про перевал Дятлова я совершенно уверен, нет там никакой сверхестественной силы, а как всегда, недооценка и разгильдяйство. А горы – они справедливы и им не нужны эмоции, готов – живи и ходи, не готов – прости…

    Как-то так…

  4. Виктор Валентинович, вот здесь слово какое-то выпало, фраза не получается : Журналист и своё мнение по поводу этого – власти боялись эксцессов, а попросту говоря народных волнений. А теперь по теме статьи… Всего  полтора года  прошло после Победы…молодежь сокрушается, что не довелось им сразиться с фашистами, значит надо самовыразиться каким-то другим способом – ту мне понятна мотивация, хотя и такое,  дополнительный паёк и "прогулку" вместо работы я бы отвергать не стала… Вобщем, молодёжь рвётся в бой, что только на руку пригревшимся в кабинетах чиновникам. Возможно, что и тем казалось, что победившим  в войне победить стихию- раз плюнуть… По-любому, безответственность  должна была  быть наказана, но как оказалось, законодательство того времени (мирного, послевоенного) этой меры не предусматривало. А как же в военное время было? Или тогда всё отдавалось на откуп военным трибуналам ? Тяжёлая история. Хорошо,хоть по истечении времени всплывает такое на свет Божий А история гибели группы Дятлова – уж кто только не занимался ею, кто только не комментировал… В протоколах дела дырки должны были быть протёрты- и всё без толку. Неужели что-то ещё удасться прояснить ?! И в заключение : как бы не была бессмысленна смерть всех этих людей, но всё, что свершается Великое – благодаря им. Яростным и одержимым.

  5. Спасибо за прочтение и правку. Я дописал. Ну, а насчёт мнения вашего согласен только частично, так как … Ну ладно завтра-послезавтра закончу писать коротенькое воспоминание и пришлю лично вам, так как в “Клубе…” опубликовывать не хочу. Вот тогда жду комментарий, что вы скажете? Сам я говорю – разгильдяйство! И в последнем случае виню себя в первую очередь!

  6. Привет, Николай! Во-первых спасибо за ответ и такой рассказ, который покажется красочным только тем, кто не холодал, не голодал, а всякое видел в “Клубе кинопутешестви”. Я не соглашусь с тобой, что твои и таких же как ты походы – это хобби. Хобби – это не по-нашему, не по-русски. Но не всякий пойдёт на это, сознавая трудности, а тот кто полезет сгоряча – того я назову разгильдяем. я ведь много своих замечаний не написал. Зачем! Я не лыжник, не турист, не специалист но  многое знаю и без этого. Я всё же думал, что вы, мои читатели, обратите внимание на другое. О чём я не стал писать в своих замечаниях по ходу рассказа.

    В ответ на твой рассказ я коротко расскажу вот что. Был у меня знакомый, с детства. На ГРФ он поступил после школы, но на два года позже и сразу записался в общество алпинистов. Первый выход в горы. Погода ухудшилась и до места они не дошли, инструктор приказал поворачивать. Все пошли, а он со своей напарницей решили “доскочить”. Ну каких-то 200 -300 метров. Сошла лавина. Её отбросило в сторону, а его засыпало. Искали долго. Потом определили, что жил он ещё семь часов. 17 лет и не стал он ни геологом, ни мужем, ни отцом и пр. Что это? Давай правду в глаза – разгильдяйство! Мягко говоря.

    А твой пример – пример другого рода. этим можно и повосхищаться тем, кому нравится лезть в гору, а не обходить.

    Вот так примерно, Николай!  

     

  7. Минус 58 ! Вот и это в голове не укладывается, как люди, живущие в том климате, не новички с материка, не смогли понять, что погода не способствует этому предприятию ?!  Вобщем, тоже, если разобраться, ошибок много, но хорошо, если выводы нужные сделаны и результаты выводов распространены в этой среде. Чтобы уже другие, кто пойдёт, брали верёвку не 150, а 160 метров …

     (это я уже к комментарию Николая)

  8. Я понял, что ответ не мне. Но, как можно было выдерживать такие морозы, а они были в моё время неделями. Сейчас мне сообщили, что в посёлке, где я долго жил и работал стоят морозы -46. Правда там и условия жизни другие. А я помню такое: одна кочегарка на дровах, одна электростанция, отапливалось всё дровами, кроме конторы, магазинов (2), почты, ФП и то паром, который шёл два часа, а потом на два часа останавливалось. Это 1979. А как можно было мне жить в гостинице, где в номере вода замерзала на полу, спал в одежде, отогревался на работе. Это 2001-2003. Всякое у нас бывало, но это уж житейские проблемы, а не тур. пробеги. 

  9. Да уж. Для неподготовленных лыжников 18 км это очень много. Тем более если ветер в морду это лучше сразу под паровоз. При таком раскладе больше 2 км в час не пройдёшь, так что это верная гибель тем более в такой одёжке, какая была тогда.  Ну что ж, каждый выбирает по себе. А на Колю не рычи. Понятно что ты нас туристов не любишь, ну такие уж мы есть.

  10. Привет, Волчара! Спасибо за отклик. Тебе и Николаю, как профессионалам поверю, но всё же разгильдяйство имело место. Со скоростью 2 км/час, по тракту, да в пределах видимости подводы, до села можно было дойти и слабо подготовленным спортсменам, учитывая телеграфные столбы, провода и знание направления движения. Я ведь специально особо не писал своих замечаний по ходу изложения темы. Жаль ребят, но знать об этом нужно, а не только о победных событиях в истории. А с Колей я вроде нормально поговорил. Это ты комменты путаешь.  

  11. Виктор Валентинович, в Клубе у нас тоже тема интересная была,в некоторой степени созвучная Вашей, о людях, "презревших уют" и "презирающих опасности"

    https://subscribe.ru/group/klub-kompyutizirovannyih-pensionerov/15573219/

    Я когда начала читать, вспомнила Вашу тему, и в самом деле там есть упоминание о группе Дятлова

  12. Спасибо, Мила! Прочитал. Пока написать не написал ничего, так как у меня опять какие-то сбои. Но, скажу вам откровенно, информацию товарищ дал интересную, но самое интересное в конце рассказа, где сказано, что в Википедии ничего о некоторых товарищах до сих пор нет. А о самом одиозном, о ком идёт речь и написать нельзя. Вот тут и задумываешься – почему?

    Вариантов ответа много. Пусть каждый думает, что хочет.

    А о “Перевале Дятлове” у меня мнение сложилось конкретное после прочтения книжки, о которой я написал. БОльшего мне и не нужно. 

    Найдутся ещё люди, которые будут искать, размышлять, опять “вляпываться”, но, если тема про инопланетян закрыта госбезопасностью, то ничего они не сделают. А, если закрыта самими инопланетянами, то тем более. Так что хотим верим, не хотим – да ну их “уфологов”. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif