АДРИАН ТОПОРОВ. ЧАСТЬ III.

АВАТАР А М Топоров 1971

Адриан Митрофанович Топоров

и его книга «Крестьяне о писателях».

«ОБСУЖДЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

ПРЕДИСЛОВИЕ.

***Я начинаю публиковать третью часть своего «изложения» книги А. М. Топорова, которое и являются основной частью труда Адриана Митрофановича.

Хочу сразу предупредить, что эту часть я пишу от себя, со своими комментариями, сравнениями и только там, где говорят алтайские крестьяне-коммунары, читатели и слушатели из коммуны «Майское утро» из «далёкого от нас времени», текст дословный. Его пришлось перепечатывать мне вручную, как, собственно, и всю книгу «Крестьяне о писателях». Труд был «адский», но он того стоил.

Зато теперь у меня есть понимание, как Адриан Митрофанович трудился, когда печатал на «архидревней» печатной машинке в то время. А главное есть эта книга под рукой всегда.

Для того, чтобы отличать, где чей текст сделаем так:

то, что написано мной – вы видите, дословный текст из книги –  будет напечатан курсивом. А там, где я хочу заострить ваше внимание на чём-то – я выделю жирным шрифтом.

Всего в книге имеются обсуждения по 20 произведениям 18 писателей и драматургов, и 11 произведений 9 поэтов. Но, кроме указанного числа авторов и их произведений, на особом месте стоит обсуждение произведений Александра Сергеевича Пушкина, которое Адриан Митрофанович выделил отдельно.

Кроме собственно устных  выступлений читателей, которые Топоров конспектировал в процессе читок, а потом разбирал и составлял уже в удобном для прочтения виде, имеются примечания автора к каждому разбору произведения.

Из всех обсуждений самыми большими по объёму были обсуждения крестьянами произведений А. С. Пушкина (стр. 42-59), и мне показалось, что оно дано Топоровым даже не полностью. А также роман В. Я. Зазубрина «Два мира» (стр. 85-108), обсуждение которого Топоров, как он пишет, прекратил сам, так как понял, что оно может продолжаться до бесконечности.

Ну и мы начнём с Александра Сергеевича Пушкина – Великого русского поэта, который и сегодня трогает сердца, и не только русских людей.

pRtCKhE

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

О ПУШКИНЕ.

Произведения Пушкина-источник большой радости для слушателя и читателя.

/А. Топоров/.

Теперь началось второе пришествие Пушкина на землю.

/Блинов Е. С./

***Произведения А. С. Пушкина, как проза, драмы, сказки или поэзия, были приняты крестьянами единодушно и с восторгом. А в дальнейшем часто вспоминались ими при обсуждении произведений других авторов, как бы в сравнении, желании показать ту или иную слабую сторону по сравнению с произведениями А. С. Пушкина.

Воспроизвожу эти обсуждения не полностью, но выборочно.

Также, в каждой главе этой части буду выдавать характеристики, данные самим Топоровым, читателям-коммунарам и те фотографии, которые имелись в книге. Не обессудьте главы будут несколько большими по объёму, но читать и смотреть интересно.

Бочарова А. П.

Эх, посмотрели бы, какое дрожанье в народе было, когда читали «Дубровского»! Я как пришла домой с чтенья, так сама не в себе была. Досадно мне сделалось, рвала и метала вокруг себя. Ровно потеряла что. Не усидела дома, к сватье Алёне в полночь ушла. Попадись мне этот проклятый баринишка (говорит про князя Верейского. – А. Т.), так я бы его сейчас вот тут раздёрнула! Вот как!

Бочарова А. П. 43 года. Давнишняя переселенка из Курской губернии. Беднячка. В коммуне живёт со дня организации. В грамоте не пошла дальше уменья расписаться. Рядовая коммунарка. Больше домоседит, нянчит внучат. Любит коммуну, победила в себе собственнические инстинкты. Горит верой в коммунизм. Глубокая, непосредственная, поэтическая натура. Ходячий фольклор.

Джейкало ФФ БочароваАП Мерзина МФ Лихачёва МА Бочарова МТ

Бочарова А. П. – в верхнем ряду

Топоров писал:

«В своём опыте я заметил крайне любопытное явление: ни один из современных советских писателей не накаляет так классовую ярость  крестьян против всех и всяческих деспотов, как это делает Пушкин. Он для моих слушателей – глашатай свободы, неистовый, неуёмный и бесстрашный обличитель произвола и гнёта».

Его, то есть Александра Сергеевича Пушкина некоторые читатели даже называли «революционером». К примеру,

Тубольцев И. Т. (о «Вольности»)

Как же царь это пускал в печать?

Титов Н. И.

Ведь тут Пушкин клеймит царей и буржуев всего мира.

Носов Н. И. (о стихотв. «Деревня», «К Чаадаеву», «Лицинию», «В Сибирь»)

Теперь уж так жарко никто не пишет. Ничего не боится Пушкин. Режет напрямик!

Пронкин И. П. (о стихотв. «Послание к цензору»)

Одновременно Пушкин ножами цензора режет, и в то же время приходится смеяться над жалкой фигурой цензора… 

Таких революционеров (как Пушкин. – А. Т.) история выковывает веками, из миллионов, и по одному. Как Ленин для наших времён, так Пушкин для своего времени…

Если бы я был на месте мужика времён Пушкина, то несомненно, неоднократно организовывал бы выступления против тогдашнего строя…

Шитиков Д. С.

Эх, наверное, и много же у Пушкина было зла против цензоров!

Голоса:

– Теперь уж так никто не пишет!

– Только один Демьян Бедный!

– Это потому, что он за Пушкина держится!

– Оттого, у него всё ловко выходит!

Бочаров Ф. З. (о «деревне»)

И как эту «Деревню» цари не исхитили! Кто пропускал тогда этот стих, тот ни черта не понимал. Думал, что «так, ничего». Или: «раб не поймёт». Для нашей молодёжи это особенно полезно знать. Она увидит, как раньше крестьянину жилось. Ленин – и тот, поди, этот стих несколько раз читал.

Зажигает он всего человека!

Бочаров Ф. З.

Пушкин вон какие мысли открывал! Взойдёт ли, говорит, наконец, свободная заря?! А «по манию царя» – это ни черта! Это он маскировался, подделывался. В «Деревне» два слова про «манию», а сто против «мании». В этом вся и штука!..

Зайцев А. А.

Пушкин не сказал «восстание», а собрал шайку «разбойников». Но это убеждает, идите, ребята, берите колья и лупите барскую сволочь! Прочитал я как-то давно «Деревню» и стал высоко ценить Пушкина за его смелые революционные выражения. В «Деревне» Пушкин хотел сказать: пора обуздать бездельников и негодяев. Но в то время ему нельзя было говорить яснее.

Пронкин И. П. (о «Дубровском»)

Роман революционен. Как «Железный поток».

Шитиков Д. С.

Нет, тот не годится против «Дубровского». Серафимович шёл по готовому пути.

Шитиков Д. С. 30 лет. Происходит из курской «рвани». Питался кусочками, которые мать добывала, ходя по миру. До десяти лет не знал штанов. На рождество и пасху «разговлялся» отрубями на воде. Всю молодость провёл в людях. Исколесил в поисках работы почти всю Россию. Был в партизанах. После гражданской войны его прибило в коммуну, где работает сейчас столяром. Член партии. Пишет плохо. Страстно, пламенно любит науку, искусство и технику. Чертовски памятлив. Упрям. Лоб расшибёт, а на своём поставит. Глотает книжки, как галушки. В каждой из них выискивает очень многое и старается найденные знания как-нибудь приложить на практике. Готов «произойти» все науки. Пристаёт к коммунальному доктору с просьбой разъяснить ему «Рефлексологию» Павлова! Организатор кружка безбожников. Знает прорву народных сказок. Владеет ядрёным, но непорворотливым языком, который не в силах бывает выразить целые лавины беспорядочной, но важной мысли.

АМ ТОПОРОВ ДС ШИТИКОВ

Д. С. Шитиков – справа.

Зайцев А. А.

Пушкин желал описать Дубровского не как разбойника, а как революционера, делавшего попытки восстания, чтобы своим примером поднять за собой остальных крестьян. Пушкин делал намёк крестьянам: смотрите ребята, что делают крепостные Дубровского, а вы чего зеваете?..

Ломакин Т. Н.

Когда я ближе узнал Пушкина, меня стало поражать: какой же это был великий человек! В то время никто не мог сказать против власти, а Пушкин уже предчувствовал освобождение народа. Он – самый политический писатель. По прослушании сочинений Пушкина барский быт видишь, как живую картину…

У Пушкина натура такая громада, что кажется, он мыслью своей, грудью мог бы поразить всю буржуазию! Каждый стих Пушкина горит несгораемым кустом! Сто лет горит! И никогда ему не потухнуть, потому что он заряжен таким огнём, которого ничем нельзя залить. Слова Пушкина гремят сто лет и нигде своего голоса не теряет…

Уж очень занятны сочинения Пушкина! У него – и любовь, и революция, и комическое – всё вместе. А внутри у тебя остаётся ненависть от чтенья к тому, кого сам Пушкин ненавидел. По-моему, чем дальше, тем больше будут считать Пушкина революционным. Сейчас мы его считаем революционным, а через двести лет он будет ещё пуще удивлять людей своими революционными книгами. И конца им не будет, пока свет стоит. Мы ценим великую политическую идею Ленина, а Пушкина ценим так же, как великого писателя.

Шитиков Д. С.

По Тимофеевым словам про несгораемый куст мне вспомнилась сказка из Библии о неопалимой купине. А дальше мозга мои шибануло на другую умную сказку из Библии – об огненном столбе. Та ещё лучше подходит к Пушкину. Когда Моисей вывел евреев из египетского рабства, то повёл их по страшным местам. Надо было утекать шибко, а то фараоны настигнут. Ночью было худо бежать людям. Тогда бог послал им огненный столб. И шёл этот столб впереди массы и освещал ей путь во тьме. А масса шла из рабства к свободе… 

Так и Пушкин. При царской тьме в России он, как огненный столб, освещал угнетённому русскому люду путь к свободе. Теперь у нас полная свобода, и мы говорим душевное спасибо Александру Сергеевичу Пушкину!

Но есть ещё за границей рабы. Он для них тот же огненный столб. И мы, советские люди, гордимся, что вместе с Лениным и наш народный поэт ведёт к свободе угнетённых всех стран. Вот я как понимаю теперь Пушкина.. А ещё скажу вот что Пушкин всем писателям – и советским и заграничным – тоже служит огненным столбом. Только уж по другому делу: указывает, как надо писать, чтобы писание было для народа  умное, и картинное, и политическое, и душезанозливое. Чтобы и бородатый, и безусый, и бабка, и внучка поняли литературу без всякой памороки в голове.

Пушкин настроил читателя против барства. Всех бар Пушкин изобразил уродами. Ты видишь одних уродов. То они какие-то губатые, то крючконосые, то, как тумбы, то психопаты. Ну, негожие люди!.. Каждый стих Пушкина гласит к вере правильной, революционной. В «Станционном смотрителе» показано, как насаждались распутство и безответственность. Возьмём «Бахчисарайский фонтан». В нём сказано так много, что уму непостижимо! Что из себя изображает гарем Гирея? Это – самое наихудшее порабощение женщин. Если прочесть «Бахчисарайский фонтан» даже самой отсталой деревенской женщине, – и та скажет: «Чтоб ты провалился, этот Гирей, со всею своей властью и религией!!». Когда будешь читать лекцию по женскому вопросу, то невольно вспомнишь «Бахчисарайский фонтан». И люди сразу поймут, какое было отвратительное положение женщины, сразу отвратятся от религии и буржуазии… Во всех своих произведениях Пушкин дал читателю понять, что действительно вся царская Россия загнила, и нет у неё ничего, чтобы продолжить своё существование. Читателю сразу бросается в глаза, что надо было перевёртывать всё вверх тормашками.

Пушкина А. Т.

Пушкин в своих сочинениях ровно изгонял старую жизнь, опровергал её. Чувствовал он, что будет впереди. Хоть урвёт-урвёт, а всё подкапывается под помещиков. Жалил разных князей и помещиков.

Крюков М. Ф.

У нас теперь иные глаза. Мы видим у Пушкина революцию, потому что обтёрлись в классовой борьбе. А раньше у крестьян туск на глазах лежал, потому они и не видели у Пушкина революционного настроения, а только видели одно художество. А теперь от всякой художественной книги давай нам и революцию и красоту всякую. Мы теперь не те, потому что культура по народу разлилась и туск спал с глаз.

Крюков М. Ф. 31 год. Сын городского пролетария. Попал в деревню к родственникам на воспитание. От них – в коммуну. Начальной школы не прошёл, но грмотен. Ведёт коммунальную контору. Член партии. Обладает способностями к самым разнообразным ремёслам. Страстный поклонник театра. Любимые книги выписывает на собственные средства и читает их по многу раз.

М. Ф. Крюков

М. Ф. Крюков

Пронкин И. П.

Мы, современная масса, далеко ушли от людей ста лет назад. В тот момент и многие интеллигенты искали у Пушкина не революции, а отдыха. Искали красивую книгу с перевитыми узорами слов. Теперь масса выросла всесторонне в умственном развитии. Сейчас мы требуем от произведения художества драматических переживаний и классовой борьбы. Требуем и сильного, красивого слога. Это потому, что мы культурно выросли. Классовая борьба отшлифовала человека.

Бочаров Ф. З.

Когда наша молодёжь будет читать такие книги, её будет за душу тянуть, что в такое-то время были такая-то гадость и что, если мы сейчас упустим власть , опять то же будет.

Баев О. М.

Был у нас такой пример. В деревне Королёвой хорошо было всё пошло в 1917 году, когда фронтовики власть забрали. А потом эсеры пришли и старосту назначили. А потом Колчак. И пошли порки, выгрузка хлеба и всё такое! До самой партизанщины это шло, пока не свергнули Колчака.

Изумляли коммунаров и широта тематики Пушкина и проницательность его художественного взора, умеющего и в малом найти важное,  интересное, типичное.

Топоров А. М.

Ломакин Т. Н.

К книгам Пушкина из жизни много примеров подходит. А если он начнёт описывать леса, луга, поля и реки или что другое, то никто не найдёт у него ни одной дыры. Всё он подчертил! Ну всё видно! А «Деревня»? В маленьком стихе Пушкин сумел показать всё рабство и чем оно должно закончиться. «Здесь девы юные цветут для прихоти развратного злодея». Вот какая трогательность! «Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?»

Стекачёв Т. В.

 На что Пушкин не глянет, всё это берёт и в одно сливает. И всё как-то у него к делу идёт. Ни с того ни сего. Речка, луга роща – и всё приходится! Как у хорошего плотника: из плохого дерева хорошее выходит. Хороший Пушкин мастер! С малым инструментом многое может.

Бочаров И. И.

И ровно как ни за что Пушкин уловится, за маленький крючок уловится, а уж глядишь – через минуту за канат ухватится, и такая мысль выворачивается!

Пронкин И. П.

У Пушкина можно найти сочинения по любому вопросу. Идеи у него крупнейшие!

Тубольцев Н. Т.

Пушкин пишет так, как будто видел в жизни всё.

Из всех писателей, прочитанных мною в аудитории «майского утра», ни один не возбудил в головах коммунаров столько мыслей, сколько зажёг их Пушкин.

Топоров А. М.

Шитиков Д. С.

А картины «Дубровского» и веселье и кругозор дают. Есть мысли напряжённые, есть и лёгкие, приятные. То радуют, то завлекают (к публике. – А. Т.). Помните, как вы все заволновались, затолкались, когда Маша не пошла за Дубровского? Мы все начали искать корень зла. Где враг?

Буржуй, поп, религия. Если бы Пушкин при последе сказал нам, что Дубровский сошёлся с Машей, – барин наверху бы остался. Буржуи были бы довольны, а мы по классовому чувству должны быть недовольны буржуем. Пушкин так и сделал, а это и надо. Мы теперь религию в корне разочаровываем!

Блинова Т. П.

Ко всему писанью Пушкин серьёзно относился. А на душе вертит от чтенья и не перестаёт всё время. Слова-то уж больно хорошо имаются! В голове всё время один смысл к другому ладишь. И  этта всё развязывается! Загадывает он нам мысли наперёд. Вот и мыслишь эти мысли беспрерывно…

Героев, созданных Пушкиным, коммунары принимали не за поэтический вымысел, а за подлинную явь. Во многих случаях яркость изображения была настолько сильна, что описываемое физически ощущалось слушателями.

Топоров А. М.

Шитикова М. Т. (обозлившись на спорящих за разрыв нити повествования, раздражённо кричит на них)

Да заткнитесь вы! Мешаете слушать! Ну вас!!

Во время чтения «Евгения Онегина», «Дубровского», «Полтавы», «Русалки», «Цыган», «Капитанской дочки» и др. произведений аудитория то затаивала дыхание, то взрывалась в негодовании, восторге, изумлении, сожалении и т. д.

Топоров А. М.

Бочарова А. П.

На чтенье Пушкина не сидишь на месте, а тебя ровно всего подымает от земли кверху. Сидишь вся трусишься, как рыбка на удочке, а то как замёрзнешь вся. Ты от одного слова изумишься, тут на тебя другое налетает. Пушкин – это как вулкан (мой Ванюшка читал про вулканы). Всю тебя заливает и обжигает…

Причудливая, ежеминутно интригующая и неизменно правдоподобная фабула Пушкина приводила в восхищение всю аудиторию.

Топоров А. М.

Ломакин Т. Н.

Мы уж теперь применились к Пушкину: не узнаешь, чем у него рассказ кончится. Так что необходимо дослушать произведение до конца. Ну, кто ж бы подумал, что Евгений не возьмёт Татьяну? Или – что она откажет ему?! А когда она отказала – верно всё! Совершенно правильно! С ним Татьяне плохо стало бы жить. Конец рассказов у Пушкина короткий, отрубистый, неожиданный. И Пушкин так последнюю лычку подоткнёт, что и кончика не найдёшь!..

Стекачёв Т. В.

С краю в рассказах Пушкина не разберёшь, куда же это он ведёт. А потом – ррраз! – и всё раскрывается. И тебе большое удовольствие от этого. Потому что одним словом Пушкин сразу всё раскрывает. Про Пушкина не скажешь: на что это он писал, это да это? У него всё отшлифовано, как у хорошего оратора. 

Коммунары отлично поняли и почувствовали, что гений Пушкина одинаково велик во всех литературных жанрах.

Топоров А. М.

Стекачёв И. А.

У Пушкина – всё первый сорт. Разные маленькие стишки большой мысли нам хоть и не дают, но они складом своим дороги. А Пушкина каждый человек должен знать полняком. Обязательно. Его стихи не тем, так другим хороши. И лучше их нет. Пушкин во всех видах хорош. Роман у него – так роман, стих – так стих, острота – так острота! Во веки веков Пушкин не устареет… 

Бочарова А. П.

Говорят, он старый писатель. Ну нет! Пушкин только что народился! Только теперь он воскрес! Каждое слово его золотить надо. Ты смотри, как от него у народа вертело и кипело! Только теперь разрослась та привидная картина, об которой Пушкин наперёд угадал. Какая голова была у Пушкина, сколько она смыслила!                                                       

Блинов Е. С.

Теперь началось второе пришествие Пушкина на землю.

Зубкова В. Ф.

Много я читала допреж Пушкина, а и теперь он у меня на памяти. Но только я его фамилии не глядела. В коммуне надоумили. Стала глядеть. И теперь вижу, что самые лучшие стихи и рассказы – всё Пушкина и Пушкина.

Стекачёв И. А.

А насчёт складу про Пушкина и говорить нечего. Весь Пушкин удивляет, весь поражает. Лет девяти я читал «Капитанскую дочку» – и до сих пор сохранил её в памяти. Сказки его тоже все читал в детстве. Ребятишкам они незаменимы… 

А как у нас-то слушали Пушкина! Кончат читать – и все разомлеют, не знают, что и делать. Сила, секрет какой-то в словах Пушкина! У него и то и другое – всё аккуратно. Сравнения Пушкина не «месяц в оглоблях». У него на художественных сравнениях не запинаешься. У нынешних писателей больше образов и сравнений, но они надоедают. У Пушкина их меньше, они между делом, а выходят лучше.

Стекачёв И. А. 38 лет. Прежде – многосемейный бедняк. Самоучкой дошёл до хорошей степени грамотности. Однако бедности своей в единоличном состоянии не мог поправить. Стал на ноги в коммуне. Не раз занимал пост завхоза. Теперь – столяр. Человек – на все руки. Благодушен, злиться не может. Никуда и никогда не торопится. Ничему не удивляется. Всегда держится ровно, спокойно. Добродушно-насмешлив. С ним всякому легко жить.

 Пронкин И. П.

Как на лёгких рысях несёт тебя Пушкин. Это – какое-то сладкое вино! В части описания природы Пушкин не имеет себе равных. И, вероятно, их долго не будет. И лирика, и всё, что угодно, льётся у Пушкина рекой. Стихи вольны, без принужденья. Не высасывались они из пальца. Пишет Пушкин стихи, как будто в игрушки играет!

Стекачёв Т. В.

Много нам читали книг, читали и плохих и хороших писателей, но когда прочитали Пушкина, то ровно после ржаного хлеба поели свежего пшеничного! На чтении Пушкина даже самые отчаянные курцы не выходят курить до самого перерыва…

А как он крыл цензоров и правительство! И попам от Пушкина досталось. В «Балде» Пушкин осмеивает попов… 

Он пишет стих про природу, а всё-таки и тут дворян да стукнет незаметно…

У Пушкина всё правильно. Слушать его легко. Ровно ты сидишь где-то, а кругом тебя аромат от душистых цветов! А некоторых поэтов слушаешь, как в табачном дыму сидишь. Слова у Пушкина как будто были внутри давно наготовленные. Пушкин пишет стихи, как рассказывает. Ребёнок поймёт.

Стекачёв И. А.

 Фразы у Пушкина вообще укладистые и лёгкие. Из одной фразы во-о-о какая картина раздувается! Писание Пушкина как алмаз: вещичка маленькая, а стоит дорого.

Ломакин Т. Н.

Слова у него идут такие мягкие, гладкие, и всё у него кольцо за кольцо заведено. Есть у Пушкина непонятные русскому человеку слова, но они общему смыслу не мешают. Хоть и пробросишь непонятное слово, – дальше есть увязка, за которую ты можешь пойматься. И прореха не мешает. Какие бы непонятные слова Пушкин ни говорил в «Евгении Онегине», а всё-таки Онегин ясен: ветер. И не скажешь, что он – хозяйственник… У Пушкина иностранные вклинки (т. е. слова. – А. Т.) нам не помеха. У других писателей некоторые слова не поймёшь потому, что главный тип не крепко обрисован…

Пушкина А. Т.

Описывает он картины очень глубоко. Всё у него слажно прилегает. Ничего не забывается. Всё просто. И всего человека Пушкин явно вырисовывает. У Пушкина не размазано, не разведено, а всё ясно. Слова как будто украденные (т. е. их так мало. – А. Т.), а всё в них выписано, всё понятно, и ничего больше не надо.     

Ломакин Т. Н.

Что ещё хорошо у Пушкина? Он никогда не берёт сначала много актёров (т. е. героев. – А. Т.). Он их берёт по сцене, чтобы можно было оставить их в голове читателя. Если в первой части у Пушкина есть какой-нибудь актёр, то когда ты его встретишь в шестой части, сразу вспоминаешь, что он из себя представляет и зачем он здесь появился. Все главы у Пушкина как на резине, растягиваются. А у многих нынешних писателей есть и такое: обрисуют в первой главе актёра, а когда встречаешь в пятой или шестой главе, то уж не помнишь, для чего он там. Главаря-то, может быть, упомнишь, а пристяжных непременно забудешь. Их же нельзя в голове держать. А ведь в книге не дорого количество, а качество. Нынче писатель всё больше всё из карманов вытаскивает актёров и садит на сцену. Через десять страниц только разберёшься, зачем они тут появились…

Общее впечатление от произведений Пушкина коммунары «Майского утра» выразили в следующих высказываниях.

Топоров М. А.

Бочаров Ф. З.

Пушкин выявляет в «Борисе Годунове» подлость самодержавия и как масса не желала царей. Вишь, луком глаза натирал народ, чтобы «плакать» о царе (смеётся). Но если бы у старых писателей не было таких мыслей, то не было бы и революции. Оно ведь по такой вот крошке собиралось, значит, революционные мысли. Они к одному и собирались.

Бочаров Ф. З. 35 лет. Происходит из крестьян-бедняков. На русско-германской войне «видал виды». В 1919 году партизанил. Один из руководящего ядра коммуны. Член партии. Начальной школы в детстве не прошёл. Широкая, откровенная «русская натура». Искренен, грубо-прямолинеен. Пламенный враг местного кулачества. Занимает в коммуне пост заведующего образцовым свинарником. Дело своё знает отлично.

ФЗ БОЧАРОВ НТ ТУБОЛЬЦЕВ АМ ЗАУГАРОВ

Бочаров Ф. З. – первый слева.

Шитиков Д. С.

Критиковать Пушкина надо с волнением энергии. Хотелось бы мне говорить о каждом его произведении детально и как оно настраивает человека, но это невозможно. Невозможно придумать, с чего начать. Оно придумать-то возможно, но очень много надо говорить… 

Сколько есть произведений Пушкина – и по всем я бы мог рассказать всех их подход и с точки зрения художественной и политической. В произведениях Пушкина я нахожу то, что теперь делается в жизни, в социалистический век. Пушкин пишет о многом, обо всём. Пушкин против всей буржуазии…

Пушкин тем и хорош, что писал будто бы о Гришке Отрепьеве, а на самом деле высмеивал старый строй. Он показывал самые его отвратительные стороны и тем раскачивал умы простых людей. Все большие произведения Пушкина склонны к одному: есть поработители и порабощённые… 

Перехожу к складу слов Пушкина, но я не буду подробно разбирать его лиру: некогда. Вот мне какая мысль упала в голову. Другие говорят, что у Пушкина в рифме много глаголов. Да ведь в глаголах Пушкина – существительное и материализм получается! В этих глаголах Пушкин говорил, что будет время, когда солнце взойдёт!.. Мы разбирали Пушкина бегло. А ежели бы разбирали каждый его стих, каждый принцип, то дали бы исторический материализм из его поэзии. Про стих «Обвал» я думаю так. В нём и причина и художество. В художестве – звук обвала. Тут в ушах и глазах – обвал. А смысл такой: какой бы обвал на ручей ни обвалился, он его проточит!

Блинов Е. С.

Какая бы громадная лапа ни лежала на народе, а когда-нибудь народ её низвергнет.

Блинов Е. С. 40 лет. Из крестьян-середняков. До коммуны значился передовым человеком, «политиком» в с. Верх-Жилинское. Начальной школы не окончил. Много читал. Особенно любил классиков. Во время империалистической войны был шофёром. Один из организаторов коммуны. Ценный работник. Управляет тракторной колонной. Крепкий, самородный и независимый ум. Убеждён: наследственность – основной фактор в формировании человеческой натуры. Добирается изучить сочинения Дарвина. В коммуне читает много.

Е. С. Блинов и Д. С. Шитиков

Е. С. Блинов – слева.

Стекачёв И. А.

В «Памятнике» Пушкин не гордился, а узнавал себя. И памятник Пушкину остался не тот, который в Москве, а вот стихи. Его не заслонишь никакой фигурой.

Бочарова А. П.

Пушкин мне предвидится как преогромная гора, на которую ни взглянуть, ни въехать, ни взойти! Вот какой вид по моему зрению в глазах кажется. Престрашенная, огромная и явственная картина. И глазом её, таку махину, не окинуть!..

ПРИМЕЧАНИЕ от ТОПОРОВА А.М.

Мои пояснения к некоторым произведениям А. С. Пушкина были предельно краткими. Они касались либо непонятных мифологических имён, либо исторических лиц, фактов и событий. Послуживших поэту поводом или канвой для его произведений. Всем творениям Пушкина коммунары широко раскрыли свою душу. Даже лёгкие, игривые плоды фантазии поэта, как например, «Адели», Прозерпина», «Амур и Гименей», «Стансы», «Коварность», «Наперсник», «торжество Вакха», «Виноград», «Царскосельская статуя» и т. п., были прослушаны коммунарами с неослабным вниманием…

В 1928 году редакция журнала «Красная Нива» обратилась ко мне с просьбой написать небольшой очерк на тему «Пушкин в избе-читальне» Она хотела показать своим читателям, как гениальный поэт воспринимается советскими крестьянами в эпоху социалистической революции. Я провёл «массовый смотр» произведений А. С. Пушкина и записал отзывы коммунаров. Признаюсь: перед читками я втайне боялся, что такие творения, как «Евгений Онегин», «Русалка», «Бахчисарайский фонтан» и т. п., пройдут мимо внимания моей аудитории как отголосок старины глубокой, не интересной человеку нашей эпохи. Но я жестоко ошибся!..

Читки произведений А. С. Пушкина тянулись около двух месяцев. Едва я объявил их – по коммуне пошло такое сильное возбуждение, точно всё её население готовилось к небывалому торжеству. И больше всех волновались, суетились и ликовали те коммунары, которые раньше не раз читали Пушкина. А пионеры и комсомольцы просто выходили из себя..

– Пушкина будут читать!

– Даёшь Пушкина!

– Послушаем ещё разок!

– Сегодня Пушкин!

– Давно уж я его не читали!

Коммунары лихорадочно спешили пошабашить дневную работу, чтобы вечером не опоздать в школу на читки. Ещё задолго до звонка гонга-шабалы школа бывала набита слушателями. В конце вечера каждый раз температура становилась «банной». Нет возможности описать здесь подробно каждое чтение. Коммунары, читавшие произведения Пушкина по нескольку раз, всё же не уходили с читок, а сидели в школе. С увлечением они разъясняли соседям прочитанное или добродушно усмехались над ошибочными предположениями о развитии сюжета, или предупреждали, что «вот-вот будет очень интересно», а потом «самое интересное»…

А. С. Пушкин заполнил головы коммунаров, стал властителем дум. На работе слушатели рассуждали о нём, сравнивали его со многими современными писателями. Там и сям в коммуне возникали летучие диспуты между отдельными лицами и группами коммунаров….

Я прочёл коммунарам «Бахчисарайский фонтан», «Цыган», «Чёрную шаль», Талисман», «Анчар», «Египетские ночи» и пр. – увидел, что мои слушатели не только понимали смысл этих произведений, но и считали их совершенными по форме…

***

Не могу не сказать и о моём самочувствии при чтении произведений Пушкина. Читаю, бывало, и остро ощущаю сотни воткнувшихся в меня глаз. И от этого в душе было сияние и лёгкий взлёт…

***

Отзывы коммунаров «Майского утра» о произведениях А. С. Пушкина составили довольно объёмистую рукопись.

В 1932 году я написал Викентию Викентьевичу Вересаеву о желании встретиться с ним, чтобы показать мою работу. Глубокий исследователь жизни и творчества А. С. Пушкина немедленно отозвался. Ознакомившись с рукописью, он одобрил её и посоветовал приберечь до очередной пушкинской даты.

В 1936 – 1937 годах я работал в школе города Раменска под Москвой. Викентий Викентьевич знал мой новый адрес. В январе 1937 года я получил телеграмму: «Немедленно явитесь Пушкинский комитет при библиотеке Ленина. Вересаев»

По рекомендации писателя Пушкинский комитет приобрёл мою рукопись для выставки, посвящённой столетию со дня смерти великого поэта. Выставка была организована в Москве, в Историческом музее…

Прошло много лет.

В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили почти весь мой архив. Все попытки разыскать оригинал рукописи отзывов коммунаров «Майского утра» о сочинениях А. С. Пушкина были тщетны.

И лишь недавно его нашли в Ленинграде, в Пушкинском доме (Институт русской литературы).

Сотрудники Пушкинского дома проявили исключительную заботу. Тщательность и любовное внимание при розыске и реставрации моей рукописи. Годом раньше они также разыскали и другие мои полезные работы, переданные в архив Института редакцией журнала «Литературная учёба».

За всё это я выражаю им сердечную благодарность… 

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ МЕНЯ.

Мне нравится всё, что написано в этой книге. Но фразы, которые сказаны Блиновым Е. С. –

«Какая бы громадная лапа ни лежала на народе, а когда-нибудь народ её низвергнет», и Стекачёвым И. А.

«В «Памятнике» Пушкин не гордился, а узнавал себя. И памятник Пушкину остался не тот, который в Москве, а вот стихи. Его не заслонишь никакой «фигурой», являются пророческими и их нужно хорошо помнить!

 

 ПОЛЕЗНОГО ПРОЧТЕНИЯ!

 

  

Алтаич, с. Алтайское

21 февраля 2018 года.

 

АДРИАН ТОПОРОВ. ЧАСТЬ III.: 2 комментария

  1. Тема очень интересная. Замечательно, что люди сохранили рукописи. Мне понравилось, это редкие материалы и ценные.

  2. Да, это не то что сегодня пишут “писаки” всякого толка. От их записей ничего не останется. Не тяжкело было читать? В “Обсуждениях” три темы очень объёмно представлены, но я думаю, что всё показывать не стану, а выбирать: Нарушишь стройность записи. Поэтому “Два мира” Зазубрина пропускаю. Вот Серафимовича “Железный поток” очень нужно – правда тоже много… Посмотрим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://www.3.b-u-b-lic.com/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif